Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Александр Адамский: Около десяти процентов школьных педагогов теперь получают от 18 до 25 тысяч рублей. Но это средние цифры, как средняя температура по больнице. При этом в далеко не самой богатой Северной Осетии средняя зарплата учителей с учетом инфляции за два года повысилась на 172 процента, а в Саратовской области - на 152.

08 Марта 2009 0:00

Александр Адамский: "Не система виновата - просто денег мало"   

 

Обозреватель "Известий" Андрей Чернаков взял интервью у Александра Адамского, ректора Института образовательной политики "Эврика" - оператора комплексных проектов модернизации образования.


вопрос: Ваше отношение к акции учителей?

ответ: Никакого другого чувства, кроме огромной признательности за призыв помочь учительству, у меня эта акция не вызывает. Материальное положение наших учителей действительно ужасно, и нужно радикально исправлять ситуацию. Но как деньги ни распределяй, если их мало, то и зарплата будет маленькой. И я не уверен в том, что причина такого тяжелого положения школьных педагогов кроется в новой системе оплаты труда.


в: И все-таки, что в ней не сработало?

о: Напомню, что НСОТ внедрялась с 2007 года по проектам регионов, при поддержке и по методикам федерального министерства. На нее  уже перешел тридцать один регион.

НСОТ предполагает оплату не только уроков, но и работу с учениками и родителями, подготовку мероприятий, дежурства по школе и т.д. При прежней системе по единой тарифной сетке зарплату платили только за педагогическую работу - уроки, проверку тетрадей, классное руководство - и все. Сейчас от этого пытаются уйти. При новой системе общий фонд оплаты труда делится на две части. Базовая - гарантированная зарплата, зависит от категории, условий, стажа и количества учащихся в классе. Стимулирующая часть начисляется по правилам, принятым самим образовательным учреждением, при участии школьного совета. Чтобы новая система заработала эффективно, надо добавить в фонд оплаты труда учителей минимум тридцать процентов средств. Но если в регионе этих денег не добавили - ничего, кроме вреда, введение новой системы не принесет. Это значит просто размазывать ту же кашу, но уже по двум тарелкам.

Я внимательно ознакомился с мнениями самих учителей, высказанными в интернет-форуме по поводу открытого письма. Большинство из них свидетельствует о том, что с переходом на новые правила объем работы расширился, а средств в фонде оплаты труда не прибавилось. Да еще и волокиты стало больше. Поэтому у меня такое предложение к региональным руководителям: если у вас нет возможности дополнительно финансировать ФОТ, то ради бога не называйте эти изменения новой системой оплаты труда и вообще не вводите ее.


в: Как сами учителя согласились на введение НСОТ?

о: Каждого из них должны были предупредить об изменении в системе оплаты труда - письменно, под роспись. В каждой школе был перезаключен коллективный договор. Все условия и все правила были известны заранее, поэтому если у кого-то снизилась зарплата при прочих равных условиях - это тема для обращения в суд.


в: А вот учителя считают, что распределение стимулирующей части - штука субъективная: кому хочу - тому дам...

о: В каждой школе есть профсоюзная организация и конфликтная комиссия. А еще есть школьный совет, куда входят родители учеников, представители учредителей и общественности, выпускники. Раньше надтарифную часть распределял лично директор школы, сейчас требуется согласие на это школьного совета, профсоюзной организации. Кроме того, в конце года каждая школа обязана опубликовать на своем сайте отчеты, из которых видно, за что именно поощряются конкретные учителя. Если уж в таких условиях действует принцип "кому хочу?- тому дам", значит, директор подмял под себя и школьный совет, и всех на свете...


в: Но ведь учителя-то пишут, что их зарплата не только не увеличилась, но даже уменьшилась...

о: В конце года будут подводиться итоги работы в тридцати одном регионе. Если учителя считают, что кроме возросшей отчетности новая система оплаты труда ничего не дает, если сообщество полагает, что надо вернуться к уравниловке - значит, на региональном уровне надо принять это решение. Так будет честнее.


в: Некоторые учителя действительно выиграли от внедрения новой системы. Правда, таких немного...     

о: Но зато это лучшие педагоги. Сегодня у ряда учителей (примерно 7-10 процентов) около трети зарплаты составляют деньги из стимулирующей части. Около десяти процентов школьных педагогов теперь получают от 18 до 25 тысяч рублей. Но это средние цифры, как средняя температура по больнице.

При этом в далеко не самой богатой Северной Осетии средняя зарплата учителей с учетом инфляции за два года повысилась на 172 процента, а в Саратовской области - на 152.

Ну а там, где сегодня нет возможности добавлять средства в ФОТ, может быть, и не надо торопиться переходить на новую систему.


в: Что делать с лавиной бумажных отчетов?

о: Здесь я полностью поддерживаю авторов письма. И выход только один - переходить на современные цифровые технологии. Уровень отчетности надо резко снизить, а доверие к учителю - существенно повысить.

 



Все "СМИ об образовании"
Россия
Финансирование, Законодательство и нормативы, Качество образования, Национальный проект, Сеть «Эврика», Аналитика и экспертиза, Общее образование, Колонка Александра Адамского
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100