Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Министром образования стал региональный руководитель из Чикаго

19 Декабря 2008 0:00

Среди наиболее вероятных претендентов на пост министра образования США чаще других назывался Колин Пауэлл – бывший госсекретарь в администрации Джорджа Буша, поддержавший Обаму на президентских выборах.

Однако 16 декабря избранный президент США Барак Обама объявил, что Министерство образования возглавит Арни Данкан (Arne Duncan), который руководит системой средних школ в Чикаго – это третий по величине школьный округ в США, и в недавнем прошлом – один из наиболее слабых по образовательным показателям. Телеканал Fox News, сообщивший об этой новости, полагает, что кандидатура Данкана устраивает многих. Скорее всего она будет одобрена и сторонниками образовательной реформы, и учительскими профсоюзами, которые занимают важное место в избирательной базе демократов.

Источники указывают, что Арни Данкан – близкий и давний друг избранного президента, личный партнер по игре в баскетбол. Но кроме этого приводят еще один аргумент в пользу Данкана: успеваемость в младших классах за время его руководства школами в Чикаго (с 2001 года) выросла чуть ли не в два раза.

Я могу предположить, что основания для назначения Арни Данкана могли быть другие: предложенная кандидатом концепция или программа "Новая американская школа", или хорошие организаторские способности, или умение разговаривать с директорами школ – все могло сыграть свою роль.

Но важно, как медийщики Барака Обамы сформулировали для СМИ (т.е. для общества) основания принятого решения: партнер по спорту и имеет достижения в управлении системой. Арни Данкан имеет достижения на этом поприще, заметьте – не просто опыт, а очевидные, признаваемые сообществом и родителями результаты. И это означает, что избранный президент ценит две вещи: доверие и достижения.
Понятно и предсказуемо.

Я так подробно описывал свои ощущения, потому что на меня сильное впечатление произвела простая, казалось бы, вещь: кадровые назначения как часть политики, в данном случае образовательной, могут читаться. Можно ответить на вопрос: а что означает назначение на пост министра образования того или другого человека?

Любопытно, что в России региональный школьный руководитель пока ни разу не становился министром. И если представить себе, что это когда-нибудь случится (пока нет никаких основании считать, что произойдет смена министра), то легко прочитать, какой политике будет отдано предпочтение.

Если предпочтение будет отдано достижениям в модернизации образования, включая дифференциацию в зарплате учителей, оптимизацию сети, тогда это один ряд фамилий.

Сохранение всех образовательных учреждений, равномерное распределение фонда оплаты труда, крайне осторожная политика в области инноваций – другой ряд.

Дистанцирование от модернизации, сохранение школы в ее советском заповедном состоянии – еще один ряд.

При этом понятно, что речь идет не о самостоятельной политике регионального министра, а о той политике, которую проводит глава региона.

Поэтому в нашем случае региональный министр образования имеет минимальные шансы стать федеральным руководителем ведомства. А из губернаторов вряд ли кто-то пойдет на такую рискованную должность. Хотя если предположить невозможное – прочитать политику можно было бы легко.

Стал бы министром образования мэр Москвы Юрий Лужков – поставил бы вопрос об отмене ЕГЭ.

Если бы глава Татарстана Минтимер Шаймиев стал бы министром образования – вернул бы национально-региональный компонент стандарта.

А вот Георгий Боос (Калининградская область) предложил бы единый региональный финансовый норматив и предложил бы увеличить стимулирующую часть зарплаты учителей.

Михаил Кузнецов (Псковская область) добивался бы введения новой системы аттестации учителей.

Олег Чиркунов (Пермский край) предложил бы стимулирующую часть фонда оплаты труда распределять между школами на конкурсной основе.

Сегодня у многих регионов сложилась своя образовательная политика, которая по своей глубине и результативности начинает конкурировать с федеральной. И это не только российская ситуация: во многих странах, включая и США, политика складывается в регионах, а интегрируется на федеральном уровне.

В том числе и кадровыми назначениями, но не только. В любом случае назрела острая необходимость пересмотра традиционных способов учета региональных особенностей образовательной политики, необходим специальный институт региональной образовательной политики. Не стандартный административный ход – совет или ассоциация, а система экспертных исследований и сетевых обменов материалами, чтобы регионалы не ощущали себя в отрыве друг от друга и федерального центра. А такое ощущение сейчас зреет.

У нас, конечно, не Чикаго, но проблемы схожие, а вот способы решения наверняка разные.

 

Александр Адамский



Все "ИнтерВести"
В мире
Кадры, Колонка Александра Адамского
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100