|
 |
Молодые учителя не спешат возвращаться в село
07 Сентября 2008 0:00
В последнее время из-за нехватки учеников в сельских районах Ростовской области закрылось около 300 начальных и больше
400 общеобразовательных школ. Теперь, когда регион стал понемногу выбираться из демографической ямы, возникла другая проблема
- дефицит учителей. Несмотря на то, что каждый год пединститут ЮФУ и колледжи выпускают целую армию дипломированных педагогов,
учить детей некому.
Похоже, что образ молоденькой сельской «Мариванны» так и останется достоянием советских песен и фильмов. Сейчас,
окончив вуз, свежеиспеченные учителя, если и пытаются устроиться на работу по специальности, то непременно в городскую школу,
поэтому там нехватка кадров ощущается не так остро. В глубинке же вакансии приходится закрывать пенсионерам.
В Краснопартизанской школе Ремонтненского района области из 20 педагогов только двоим еще не устраивали проводы на заслуженный
отдых, но и они уже в возрасте. А рассчитывать на смену не приходится.
- Школы держатся на пенсионерах, - подтверждает заведующий районным отделом образования Елена Теслина. - Мы каждый год
просим их поработать еще хоть немного. А что делать? Как-то же надо решать эту проблему. У нас вакансии по одиннадцати предметам:
физкультура, математика, иностранный и русский языки, начальные классы, история, физика, химия, биология, география. Свободные
рабочие места есть практически в каждой школе. Педагогам приходится совмещать преподавание нескольких предметов. Учат их самостоятельно,
возят на курсы повышения квалификации… Нагрузка получается большая: берут по 27-29 часов при норме в 18. Конечно, это
отражается на качестве обучения. Разница ведь есть: готовится учитель к трем урокам в день, как положено, или к шести.
В Дубовском районе похожая ситуация.
- У нас в одной из школ физику ведет директор, который одновременно преподает информатику, - говорит специалист местного
отдела образования Татьяна Грузденко. - Будь там хороший учитель физики, директор бы, конечно, отказался от ведения этого
предмета. Как администратор, он не имеет возможности брать слишком много учебных часов, да и большая нагрузка во вред административной
работе. Но выхода пока нет.
Если бы дело было в нехватке жилья, мы бы подключили возможности муниципалитета, купили бы учителю дом, тем более что цены
на недвижимость у нас невысокие. Но желающих работать даже на таких условиях нет. Восточные районы - бедные. Здесь не очень
хорошие климатические условия, да и бытовые тоже - не все населенные пункты пока газифицированы. Недавно нам звонили из Калмыкии.
Девочка закончила вуз и хотела приехать работать. Но узнав, что здесь нет газа, отказалась.
Сделать так, чтобы местная молодежь, отучившись в вузе или колледже, возвращалась работать домой, районные отделы образования
пытались с помощью направлений. Но выпускники находили самые разные причины, чтобы остаться в городе.
- В последние годы стала использоваться практика заключения договоров, в которых прописывается, что мы при поступлении
платим разовый взнос за обучение, а молодой специалист за это должен потом поработать у нас не меньше пяти лет, - замечает
Елена Теслина. - Через два года ждем к себе первых выпускников. Но вся беда в том, что желающих учиться по такой схеме становится
все меньше. Мы ежегодно проводим опрос среди одиннадцатиклассников, куда они собираются поступать, и предлагаем заключить
договор, если есть те, кто собирается поступать в пединститут. В нынешнем году уговорили только одного. На проблему нехватки
учителей в области есть и иная точка зрения. Ректор Южного федерального университета Владислав Захаревич считает, что молодым
учителям в сельских районах не всегда дают работать, потому-то они и уезжают в город.
- Когда министр образования России Андрей Фурсенко встречался в Ростове со студентами ЮФУ, одна из них - четверокурсница
пединститута - встала и сказала: «Я хочу работать учителем, но для меня в школе не нашлось места», - вспоминает
он. - Действительно, порой педагоги пенсионного возраста, чаще на селе, не торопятся уходить с работы, потому что не видят
возможности прожить на маленькую пенсию, особенно если еще надо помогать детям и внукам. Поэтому они и держатся за свое место.
Так что кадровые проблемы в образовании в первую очередь надо решать, улучшая качество и уровень жизни людей.
Комментарии
Иван Станиславов, первый заместитель главы администрации Ростовской области, вице-губернатор:
- Мы начали решать проблему водоснабжения Заветинского и Ремонтненского районов. Чтобы дотянуть туда воду, приходится тратить
огромные суммы - около 300-400 миллионов рублей, при том, что в двух этих районах проживает чуть больше 30 тысяч человек.
Что касается газа, то в Ремонтное газопровод сейчас тянут из Калмыкии - она ближе. На то, чтобы провести голубое топливо в
Заветку, смелости, а главное денег пока не хватает - нужно несколько миллиардов рублей. Вообще, в восточных районах накопилось
такое количество проблем, что, думаю, решить их быстро не удастся. Но задача остается, и эти территории включены в различные
областные программы. В том числе и в программу социального развития села.
Андрей Скачков, заместитель министра образования Ростовской области:
- Реальная потребность в педагогических кадрах в донских муниципальных образовательных учреждениях в 2007 году составила
около 700 человек.
В городах области остро не хватает психологов, коррекционных педагогов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного
образования, на селе - предметников.
В июне нынешнего года в Ростовской области утвердили программу развития педагогического образования, рассчитанную на три
года. Одной из главных ее задач как раз и является обеспечение образовательных учреждений области специалистами различных
профилей и направлений подготовки. Будет создана методика формирования регионального заказа на подготовку педкадров, разработан
комплекс мер по реструктуризации сети педагогических образовательных учреждений с учетом тенденции развития образования и
потребностей рынка труда. Также планируется разработать механизм социального партнерства в трудоустройстве и закреплении выпускников
педагогических колледжей и вузов, и систему мер по социальной поддержке студентов и молодых специалистов.
Российская газета
Все "СМИ об образовании"
Ростовская область Кадры, Проектирование и управление, Молодежная политика, Общее образованиесистема комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |