
|
 |
Замминистра – про одно, а академики – про другое
29 Августа 2008 0:00
28 августа в Министерстве образования и науки РФ состоялся семинар по общеобразовательным стандартам нового поколения.
Ведущий семинара, заместитель образования и науки Исаак Калина в своем вступительном слове предъявил свое видение сути
стандарта, в соответствии с законом «Об образовании».
Кратко содержание вступления сводилось к следующему: стандарт сегодня – это нормы, регулирующие
отношения граждан, школы, учредителя и всех, кто вовлечен в образование. В отличие от прежнего понимания, когда стандарт являлся
описанием того, чему надо учить и каким должен быть выпускник школы. Элементом стандарта,
может быть и принципы новой системы оплаты труда, и требования к условиям получения образования, и параметры сети образовательных
учреждений, и система аттестации учителей и требования к контрольно-измерительным материалам ЕГЭ … Об этом, выражал
надежду заместитель министра, и хотелось бы услышать на семинаре по стандарту.
На семинар были приглашены известные эксперты, в числе которых А. Семенов, Э. Никитин, Е. Бунимович, региональные министры
образования из Татарстана, Башкортостана, Тамбовской области, Чувашии. Зал коллегии на Тверской, 11 был забит до отказа. Все
ждали доклада президента РАО Н. Никандрова о промежуточных результатах группы разработчиков ФГОСа. Интрига заключалась в том,
что до принятия поправок в закон РФ «Об образования», в части структуры госстандарта, разработчики сосредотачивали
свою работу на базовом минимуме содержания образования, а после поправок направление должно было принципиально измениться.
Теперь это набор из трех требований: к результатам, к структуре образовательной программы и к условиям ее реализации. Щекотливость
ситуации в том, что разработчик-то остался прежний: РАО, а точнее, рабочая группа под руководством известного издателя, генерального
директора издательства «Просвещения» А. Кондакова, членкора РАО.
Как одна и та же организация может с одинаковым энтузиазмом разрабатывать практические противоположные подходы, и насколько
это удовлетворяет основного заказчика - Министерство образования и науки РФ, это и предстояло понять участникам обсуждения.
Но дискуссии не получилось. Да и семинаром произошедшее мероприятие можно назвать с большой натяжкой. Имея колоссальный
опыт «научной» презентации маститые академики избежали детального семинарского обсуждения банальным, но проверенным
способом – затяжкой времени. Поскольку был жесткий лимит – всего 2 часа, а в повестке дня были еще выступления
представителя регионов и сообщение по макету стандартов, то после того как 6-й (!) представитель группы разработчиков закончил
свое «короткое» сообщение стало ясно: не будет ни дискуссии, ни попытки обобщения хода разработки. Потому что прошло
почти полтора часа, и, чтобы приехавшие издалека представители регионов получили хоть какое-то время для выступлений, обсуждение
пришлось свернуть.
Очевидно, ведущий планировал, что президент выступит с компактным докладом и основное время уйдет на дискуссию, высказывание
экспертных позиций, иначе ради чего собрали столько уважаемый состав семинара? А президент вообще не сделал содержательного
сообщения, а поступил по принципу «сначала одолей моего младшого брата», предоставляя слово одному члену академии
за другим, пока лимит не исчерпался.
Но ничего такого, что хоть издали напоминало заявленное во вступительном слове И.Калины видение стандартов, представители
РАО не представили: традиционный набор деклараций о том, что стандарт сегодня – это результат общественного согласия
и какое массовое одобрение работа РО получила в регионах. Предметного набора требований по которым можно строить правовые,
финансовые и другие, в том числе образовательные, отношения между участниками образовательной деятельности, предъявлено не
было. Как из абстрактного видения результатов образования вытекает система аттестации учеников, КИМы для ЕГЭ, каким будет
набор выпускных документов, аттестации учителей, система оплаты труда? Это осталось за кадром. Остается добавить, что
в полуторачасовом говорении ничего нового участники семинар не услышали, и попытались хоть что-то выяснить в формате вопросов,
на которые было выделено минут 15. Как им это удалось – судите сами …
Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования: - Я
уже не первый раз присутствую на предварительном обсуждении стандартов. Не могли бы авторы выделить самое ключевое отличие
предлагаемых стандартов от ныне действующих?
Николай Никандров, президент РАО: - Если раньше стандарт был набор умений и знаний, то теперь этот
система трех требований.
Владимир Шадриков, академик РАО: - Делался ли расчет примерного финансирования предлагаемого учебного
плана и как это связано с существующими возможностями или все это повиснет в воздухе и останутся благие пожелания?
Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»: - На сегодняшний день
расчета финансирования нет, но он будет сделан в этом году.
Марина Галушкина, журнал «Эксперт»: - В какой момент времени и по каким показателям можно
будет узнать, что стандарт внедрен и успешно работает?
Николай Никандров: - В такой постановке вопрос ответа не имеет. Мы внедрять стандарт должны поэтапно.
Исаак Калина: - Это не вопрос ответа не имеет, это Николай Дмитриевич ответа не имеет.
Потом слово дали региональным управленцам образования – министру образования и науки Республики Татарстан Наилю Валееву,
заместителю министра образования Чувашской Республики Светлане Петровой и заместителю министра образования Республики Башкортостан
Ринату Тимербаеву, которым тоже было что сказать. Их интересовало, например, то, кто будет разрабатывать учебно-методические
материалы по национально-региональному компоненту, каков будет порядок включения в федеральный перечень учебников на родном
языке и пр. На все эти вопросы еще предстоит ответить разработчикам федерального образовательного стандарта.
После двухчасового семинара у большинства его участников осталось ощущение недосказанности, непонимания и недоумения, и
они спешили поделиться друг с другом впечатлениями. Вопросов меньше не стало.
А ведущий, замминистра Исаак Калина, сказал на прощание президенту РАО: – Мне очень жаль, что президент академии
не понимает, что и как надо представлять на семинаре про стандарты.
А уж нам как жаль… Следующий семинар по стандартам в министерстве назначили на 23 сентября.
Олеся Салунова
Туманные перспективы нового стандарта Комментирует ректор АПКиПРО Эдуард
Никитин: – Мне хочется понять, чем предложенная версия стандартов РАО отличается от ныне действующих стандартов.
Когда нам это объяснят, тогда все встанет на свои места. На семинаре в Минобрнауки РФ я получил странный ответ от президента
РАО Николая Никандрова. Он сказал: «Если раньше стандартом был набор умений и знаний, то теперь этот система трех требований». Это
общие слова. Внятности нет. Разработчики стандартов говорили красивые слова о том, что стандарты направлены на установление
консенсуса общества, семьи и личности. А что сейчас? Разве они направлены на то, чтобы взорвать это общество? Нет. А что,
нынешние стандарты не предусматривают результаты обучения? Предусматривают. Условия образования прописаны? Конечно, прописаны.
Никакой тут революционности нет. Поэтому мне важно понимать, в чем новизна предлагаемых стандартов. Я человек заинтересованный,
мне придется внедрять новые стандарты, и я отвечаю за повышение квалификации педагогов. И это хорошо, если только я не понимаю.
А если полтора миллиона учителей не поймут? Тем более что РАО грозится, что с принятием новых стандартов предстоит серьезная
переподготовка учителей. Мы говорим – «новое поколение стандартов», предполагая, что будет изменение в
предметных, содержательных, дидактических, методических областях. А пока все очень тревожно и туманно.
«Вести образования» №16
(112) 15-31 августа 2008
Все "ИнтерВести"
Россия Законодательство и нормативы, Качество образования, Наука и инновации, Политика образования, Комментарии и мнениясистема комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |