Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Ефим Рачевский: Все дети должны пойти в школу – грузинские, русские, осетинские, абхазские...

13 Августа 2008 0:00

Дети не могут остаться в стороне от проблем, которые волнуют взрослых. В том числе они переживают бурные обсуждения событий в Южной Осетии. Рассказать о межнациональных отношениях в московских школах мы попросили Ефима Лазаревича Рачевского, директора московского Центра образования № 548 «Царицыно», «Лучшей школы России».


Ефим Лазаревич, каким образом события в Южной Осетии могут повилять на атмосферу межэтнических отношений в московских школах, многонациональных по составу?

Ответил бы одним словом – никаким.

Вчера состоялся круглый стол, который проводил фонд «Русский мир». Очень понравилось выступление Геннадия Гудкова, зампредседателя комитета по безопасности Госдумы РФ. Одна из его мыслей была такой: не дай Бог, чтобы в этой ситуации были ущемлены интересы и права хотя бы одного грузина, живущего на территории Российской Федерации. Этим будет перечеркнуто все позитивное, что было.

Я и многие мои коллеги рассматривают события в Южной Осетии как гуманитарную акцию. Любая акция, направленная против геноцида, против войны, является гуманитарной. Моя позиция в том, что нельзя снижать эту гуманитарную составляющую.

Несмотря на то, какие международные последствия будет иметь эта ситуация – кто с кем как договориться, кто пошлет гуманитарную помощь – на носу первое сентября, и все дети должны пойти в школу – грузинские, русские, осетинские, абхазские и т.д. Это первое.

Второе. Я абсолютно уверен, что если какой-нибудь маленький чиновник поступит так, как это было год назад, когда райотделы милиции проявляли инициативу [по составлению списков детей-грузин], не получив никаких указаний по этому поводу, то будет перечеркнуто все, что делалось федеральным руководством. Большой чиновник на это не способен, он сознает ограниченность своих полномочий, а маленький чиновник – не всегда.

Состав детей московских школ многонациональный, сложный. Что делается в школах, в том числе таких больших как ваша, чтобы снять риски межэтнических столкновений?

Очень сложный состав… Мы ведем эту работу последние лет десять. Когда была война в Чечне, мы каждый год принимали у себя в школе чеченских детей вместе с учителями. Они жили на нашей подмосковной базе в Видном, ходили к нам на уроки, ели вместе с нами… И делалось это не только ради них, но и ради наших детей, чтобы изживать в них синдром «чужого».

Вчера я созванивался с моим другом, директором школы во Владикавказе Робертом Плиевым… Я был у него в школе прошлой осенью – абсолютная национальная полифония. Все зависит от ситуации в одной отдельно взятой школе. Я спросил, что он делает, – «спокойно готовлюсь к новому учебному году», ответил он. Абсолютно спокойно. В соседних школах живут дети-беженцы и сами беженцы. Ситуация, конечно, быстро стабилизироваться не сможет, но постепенно, я полагаю, стабилизируется.

В Южной Осетии грузинские и осетинские деревни вперемежку. Возникает вопрос, в какие школы ходят дети? Вряд ли все деревни могут позволить себе содержать полную среднюю школу. Скорее всего, дети грузин и осетин учились в школах вместе. Более чем уверен, что конфликтов между простыми людьми и их детьми не было. Все это за пределами простого человеческого сознания, а скорее в русле сознания политического.

Каким образом в начале года будут отвечать учителя на вопросы детей о произошедших событиях? Состоится ли у вас, возможно неформальная, беседа с учителями на эту тему?

У меня на эту тему с учителями беседы не будет. В этом нет необходимости. На эту тему мы говорим с ними последние 25 лет. Детский контингент у нас настолько многонационален и, к счастью, за все это время не было ни одной напряженности на национальной почве. Напряженности были, но из-за неразделенной любви между подростками.

Думаю, также будет и в других школах, и не только в московских. Чему научились учителя Российской Федерации? Они научились выделять объективную гуманитарную составляющую, отделяя ее от политических лозунгов. Они видят каждого ребенка в отдельности. При этом я не преувеличиваю сознание своих коллег. Так оно и есть. При чем везде. Много езжу по России и вижу это.

«Вести образования»
№15 (111) 1-15 августа 2008



Все "ИнтерВести"
Москва
Качество образования, Воспитание, Молодежная политика, Происшествия, Комментарии и мнения
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100