|
 |
Ефим Рачевский: Все дети должны пойти в школу –
грузинские, русские, осетинские, абхазские...
13 Августа 2008 0:00
Дети не могут остаться в стороне от проблем, которые волнуют взрослых. В том числе они переживают
бурные обсуждения событий в Южной Осетии. Рассказать о межнациональных отношениях в московских школах мы попросили Ефима
Лазаревича Рачевского, директора московского Центра образования № 548 «Царицыно», «Лучшей школы России».
Ефим Лазаревич, каким образом события в Южной Осетии могут повилять на атмосферу межэтнических
отношений в московских школах, многонациональных по составу?
Ответил бы одним словом – никаким.
Вчера состоялся круглый стол, который проводил фонд «Русский мир». Очень понравилось
выступление Геннадия Гудкова, зампредседателя комитета по безопасности Госдумы РФ. Одна из его мыслей была такой: не дай Бог,
чтобы в этой ситуации были ущемлены интересы и права хотя бы одного грузина, живущего на территории Российской Федерации.
Этим будет перечеркнуто все позитивное, что было.
Я и многие мои коллеги рассматривают события в Южной Осетии как гуманитарную акцию. Любая акция,
направленная против геноцида, против войны, является гуманитарной. Моя позиция в том, что нельзя снижать эту гуманитарную
составляющую.
Несмотря на то, какие международные последствия будет иметь эта ситуация – кто с кем как
договориться, кто пошлет гуманитарную помощь – на носу первое сентября, и все дети должны пойти в школу – грузинские,
русские, осетинские, абхазские и т.д. Это первое.
Второе. Я абсолютно уверен, что если какой-нибудь маленький чиновник поступит так, как это
было год назад, когда райотделы милиции проявляли инициативу [по составлению списков детей-грузин], не получив никаких указаний
по этому поводу, то будет перечеркнуто все, что делалось федеральным руководством. Большой чиновник на это не способен, он
сознает ограниченность своих полномочий, а маленький чиновник – не всегда.
Состав детей московских школ многонациональный, сложный. Что делается в школах, в том числе
таких больших как ваша, чтобы снять риски межэтнических столкновений?
Очень сложный состав… Мы ведем эту работу последние лет десять. Когда была война в Чечне,
мы каждый год принимали у себя в школе чеченских детей вместе с учителями. Они жили на нашей подмосковной базе в Видном, ходили
к нам на уроки, ели вместе с нами… И делалось это не только ради них, но и ради наших детей, чтобы изживать в них
синдром «чужого».
Вчера я созванивался с моим другом, директором школы во Владикавказе Робертом Плиевым… Я
был у него в школе прошлой осенью – абсолютная национальная полифония. Все зависит от ситуации в одной отдельно взятой
школе. Я спросил, что он делает, – «спокойно готовлюсь к новому учебному году», ответил он. Абсолютно спокойно.
В соседних школах живут дети-беженцы и сами беженцы. Ситуация, конечно, быстро стабилизироваться не сможет, но постепенно,
я полагаю, стабилизируется.
В Южной Осетии грузинские и осетинские деревни вперемежку. Возникает вопрос, в какие школы ходят
дети? Вряд ли все деревни могут позволить себе содержать полную среднюю школу. Скорее всего, дети грузин и
осетин учились в школах вместе. Более чем уверен, что конфликтов между простыми людьми и их детьми не было. Все это за пределами
простого человеческого сознания, а скорее в русле сознания политического.
Каким образом в начале года будут отвечать учителя на вопросы детей о произошедших событиях?
Состоится ли у вас, возможно неформальная, беседа с учителями на эту тему?
У меня на эту тему с учителями беседы не будет. В этом нет необходимости. На эту тему мы говорим
с ними последние 25 лет. Детский контингент у нас настолько многонационален и, к счастью, за все это время не было ни одной
напряженности на национальной почве. Напряженности были, но из-за неразделенной любви между подростками.
Думаю, также будет и в других школах, и не только в московских. Чему научились учителя Российской
Федерации? Они научились выделять объективную гуманитарную составляющую, отделяя ее от политических лозунгов. Они видят каждого
ребенка в отдельности. При этом я не преувеличиваю сознание своих коллег. Так оно и есть. При чем везде. Много езжу по России
и вижу это.
«Вести образования» №15
(111) 1-15 августа 2008
Все "ИнтерВести"
Москва Качество образования, Воспитание, Молодежная политика, Происшествия, Комментарии и мнениясистема комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |