Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Все школы Цхинвала и прилегающих сел разрушены, детям негде жить и нечего надеть

11 Августа 2008 0:00

Первые группы детей-беженцев из Южной Осетии стали прибывать во Владикавказ за пять  дней до начала боевых действий – в основном из полосы, лежащей между административной границей с Грузией и южными окраинами Цхинвала.  Причем на третий день этот поток  довольно сильно сократился – у людей стало складываться впечатление, что всё как-то обойдется и  ничего страшного не произойдет. Во всяком случае, на утро восьмого августа, когда все началось, на северо-осетинской стороне было не более восьмисот детей школьного возраста. Разумеется, они были не одни – вместе с ними были матери и старики; всё мужское население, способное носить оружие, оставалось дома.

Сейчас, на пятый день событий,  ясно, что из общего числа югоосетинских школьников, которое в мае составляло 5060 человек, не менее четырех тысяч перейдет в Северную Осетию. Эта цифра определяется двумя важнейшими факторами: во-первых, неразрушенными в Южной Осетии остались от силы три-четыре небольшие сельские школы (все учебные учреждения Цхинвала и прилегающих сел разрушены полностью) и, во-вторых,  очень сильно пострадал жилой фонд – детям просто негде жить, а нередко и нечего надеть, поскольку все семейное имущество погибло.

К счастью, образовательная и социальная инфраструктура Северной Осетии позволяет принять всех детей-беженцев, да и соседи по Южному федеральному округу сразу пришли на помощь: уже десятого августа заместители глав правительств съехались во Владикавказ с предложениями своих возможностей – в том числе по размещению и обучению детей.  Поэтому нет никаких сомнений в том, что новый учебный год для всех школьников начнется 1 сентября.

При этом важно отметить, что, с учебной точки зрения, вхождение юго-осетинских ребят в российскую систему образования произойдет практически незаметно: дело в том, что с 1991 года в Южной Осетии обучение велось на русском языке по российским программам и учебникам. Другое дело – психологическая адаптация к новым условиям и – самое главное – преодоление глубочайшего стресса, возникшего в связи с пережитым: на газах многих детей гибли родственники, ближайшие соседи, родные дома, рушился весь привычный уклад жизни. Поэтому в Северной Осетии уже создана и запущена программа психологической реабилитации.  В ее реализации принимают участие не только работники образования, но и системы здравоохранения и МЧС.     

Понятно, однако, что ресурсы системы образования Северной  Осетии недостаточны, чтобы решить все вопросы, поставленные жизнью в столь экстремальной ситуации. Поэтому республиканское  Министерство образования и науки оперативно подготовило  соответствующую заявку, и уже утром 11 августа она была представлена Министром образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину. Документ содержит перечень первоочередных мер по ремонту и оснащению  зданий, которые могут быть использованы в качестве школ для беженцев, по приобретению потребного количества учебников и тетрадей, а также одежды, обуви и предметов обиходы для детей, полностью лишившихся имущества.  По экспертным оценкам, на эти цели требуется порядка девяноста миллионов рублей.     

Интенсивно общаясь в эти дни с огромным количество учеников и их родителей, массой беженцев и семьями, принимающих их в свои дома, можно видеть, как широко может быть открыто человеческие сердце беде другого. Происшедшее – великая трагедия осетинского народа. Но у него  нет ожесточения. Он мудр и понимает, кто повинен в его беде. В Северной Осетии издавна проживает много грузин, как, впрочем, много осетин проживало в Тбилиси и внутренних районах Грузии. Но если осетины за последние годы полностью «выдавлены» оттуда, грузины мирно и спокойно продолжают жить среди осетин. Во Владикавказе работает грузинская национальная школа – и никому не приходит в голову закрывать ее или каким-нибудь образом третировать грузинских детей. Осетия давно стала и всегда будет многонациональной страной, гордящейся тем, что на ее земле – и во славу этой земли – живут и совместно трудятся люди более ста национальностей.

Информация получена по телефону
от министра образования Республики Северная Осетия-Алания В.Г.Созанова
и заместителя министра В.Б.Тотрова

«Вести образования»
№15 (111) 1-15 августа 2008



Все "ИнтерВести"
Ближнее зарубежье
Политика образования, Международное сотрудничество, Происшествия, Общее образование
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100