|
 |
Все школы Цхинвала и прилегающих сел разрушены, детям негде жить и нечего надеть
11 Августа 2008 0:00
Первые группы детей-беженцев из Южной Осетии стали прибывать во Владикавказ за пять дней до начала боевых действий – в основном из полосы, лежащей между административной границей с Грузией
и южными окраинами Цхинвала. Причем на третий день этот поток довольно сильно сократился – у людей стало складываться впечатление, что всё как-то обойдется и ничего страшного не произойдет. Во всяком случае, на утро восьмого августа, когда все началось, на северо-осетинской
стороне было не более восьмисот детей школьного возраста. Разумеется, они были не одни – вместе с ними были матери и
старики; всё мужское население, способное носить оружие, оставалось дома.
Сейчас, на пятый день событий, ясно, что из общего числа югоосетинских
школьников, которое в мае составляло 5060 человек, не менее четырех тысяч перейдет в Северную Осетию. Эта цифра определяется
двумя важнейшими факторами: во-первых, неразрушенными в Южной Осетии остались от силы три-четыре небольшие сельские школы
(все учебные учреждения Цхинвала и прилегающих сел разрушены полностью) и, во-вторых,
очень сильно пострадал жилой фонд – детям просто негде жить, а нередко и нечего надеть, поскольку все семейное имущество
погибло.
К счастью, образовательная и социальная
инфраструктура Северной Осетии позволяет принять всех детей-беженцев, да и соседи по Южному федеральному округу сразу пришли
на помощь: уже десятого августа заместители глав правительств съехались во Владикавказ с предложениями своих возможностей
– в том числе по размещению и обучению детей. Поэтому нет никаких сомнений в том,
что новый учебный год для всех школьников начнется 1 сентября.
При этом
важно отметить, что, с учебной точки зрения, вхождение юго-осетинских ребят в российскую систему образования произойдет практически
незаметно: дело в том, что с 1991 года в Южной Осетии обучение велось на русском языке по российским программам и учебникам.
Другое дело – психологическая адаптация к новым условиям и – самое главное – преодоление глубочайшего стресса,
возникшего в связи с пережитым: на газах многих детей гибли родственники, ближайшие соседи, родные дома, рушился весь привычный
уклад жизни. Поэтому в Северной Осетии уже создана и запущена программа психологической реабилитации. В ее реализации принимают участие не только работники образования, но и системы здравоохранения и МЧС.
Понятно, однако, что ресурсы системы образования Северной Осетии недостаточны, чтобы решить все вопросы, поставленные жизнью в столь экстремальной ситуации. Поэтому республиканское
Министерство образования и науки оперативно подготовило
соответствующую заявку, и уже утром 11 августа она была представлена Министром образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко
Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину. Документ содержит перечень первоочередных мер по ремонту и оснащению зданий, которые могут быть использованы в качестве школ для беженцев, по приобретению потребного
количества учебников и тетрадей, а также одежды, обуви и предметов обиходы для детей, полностью лишившихся имущества. По экспертным оценкам, на эти цели требуется порядка девяноста миллионов рублей.
Интенсивно общаясь в эти дни с огромным количество учеников и их родителей, массой беженцев и семьями, принимающих
их в свои дома, можно видеть, как широко может быть открыто человеческие сердце беде другого. Происшедшее – великая
трагедия осетинского народа. Но у него нет ожесточения. Он мудр и понимает, кто повинен
в его беде. В Северной Осетии издавна проживает много грузин, как, впрочем, много осетин проживало в Тбилиси и внутренних
районах Грузии. Но если осетины за последние годы полностью «выдавлены» оттуда, грузины мирно и спокойно продолжают
жить среди осетин. Во Владикавказе работает грузинская национальная школа – и никому не приходит в голову закрывать
ее или каким-нибудь образом третировать грузинских детей. Осетия давно стала и всегда будет многонациональной страной, гордящейся
тем, что на ее земле – и во славу этой земли – живут и совместно трудятся люди более ста национальностей.
Информация получена по телефону от министра образования Республики Северная
Осетия-Алания В.Г.Созанова и заместителя министра В.Б.Тотрова
«Вести образования» №15
(111) 1-15 августа 2008
Все "ИнтерВести"
Ближнее зарубежье Политика образования, Международное сотрудничество, Происшествия, Общее образованиесистема комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |