Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Должностные обязанности учителя: правовые проблемы

26 Февраля 2020 10:49

Почему внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении входит в обязанность педагога?

Среди всех проблем, связанных с обеспечением управления сферой образования, не последнее место занимает вопрос регулирования обязанностей учителей на уровне школы.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.

Таким образом квалификационные требования, которые есть в квалификационных справочниках, и профессиональные стандарты закреплены как два альтернативных варианта формулирования профессиональных обязанностей учителей в трудовых договорах (должностных инструкциях).

Фактически повсеместно именно квалификационные требования используются для разработки и утверждения должностных инструкций учителей. Эти требования закреплены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Согласно пункту 5 этого приказа при формулировании обязанностей учителей допускается некое уточнение «перечня работ». Помимо того, что должностные обязанности именуются «перечнем работ», возникает вопрос о пределах этого «уточнения».

Как правило, должностную инструкцию учителя, в которой формулируются должностные обязанности, списывают с квалификационных характеристик и благополучно забывают о ее существовании, за исключением ситуации, когда необходимо предъявить инструкцию для проверяющих или в ситуации судебного спора между школой и работником.

Тем не менее должностная инструкция относится к категории локальных актов, которые обязательно должны быть в школе. В связи с этим рассмотрим конкретные положения квалификационных характеристик учителя. В этом отношении необходимо отметить то, что сам по себе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит перечень обязанностей, распространяющихся на всех педагогических работников в части 1 статьи 48. Эти обязанности не всегда коррелируют с перечнем обязанностей учителя, закрепленным в квалификационных требованиях.

Более того, должностные обязанности учителя в квалификационных требованиях содержат множество сложноопределяемых при практическом использовании, заштампованных терминов и выражений, как, например, «формирование общей культуры личности», «осознанный выбор и освоение образовательных программ» и другие.

Одна из обязанностей учителя – реализовывать «проблемное обучение». Возникает вопрос – почему обязанности учителя распространяются только на «проблемное обучение»? Реализация других видов обучения уже не входит в обязанности учителя? Почему такой приоритет в отношении «проблемного обучения»?

В качестве обязанности учителя закреплена, например, такая: «Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении». Непонятно, почему это положение сформулировано именно как «обязанность». Получается, что каждый учитель обязан иметь и вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Характерно, что такого рода обязанность отсутствует у других педагогических работников, например у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Возможно, авторы квалификационных требований не предполагали, что эти категории педагогических работников могут иметь предложения по совершенствованию образовательного процесса. В то же время у педагога-библиотекаря такого рода обязанность есть.

Среди обязанностей учителя следует отметить те, которые порождают обсуждаемую в настоящее время высокую «бумажную» нагрузку на учителей. В письме Министерства образования и науки РФ от 20 апреля 2018 года № 08-ПГ-МОН-18273 «Об определении в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей должностных обязанностей, связанных с составлением отчетной документации» указано, что в соответствии с разделом «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности «учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчетной документации:

– разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
– осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников учеников).

Учитывая остающийся объективно высокий уровень бумажной нагрузки на учителей, возможно, актуальной задачей является также пересмотр этих положений.

Вадим Чеха



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100