После трех совсем не поздно
01 Ноября 2019 12:23
Конференция «Edcrunch–2019», тысячи заинтересованных людей, огромные
стенды с инфографикой – информацией по разным аспектам образования.
Один из таких стендов находился в зале, где обсуждаем проблемы раннего образования. Тема моего доклада – «Мифы
развития». Актуально ли?
Не просто актуально.
В мифы верят родители, мифами руководствуются педагоги и организаторы образования.
Иллюстрация на стенде за моей спиной: огромная диаграмма, где выделено красным 85% и подпись – «85% личностных
качеств, интеллектуальных способностей и социальных навыков приобретается в возрасте до пяти (!) лет».
Это один из самых распространенных мифов, имеющий разные модификации. Наиболее популярные – «после трех уже поздно»
или «окно развития закрывается после четырех-шести лет». Поддерживающие этот миф родители готовы не только принимать
на веру методики «раньше читать, чем ходить», «три иностранных языка с двух лет», «читать и писать
до трех», но и жестко требовать от ребенка результатов, не учитывая возможности и индивидуальные особенности своих детей.
Чему удивляться? Если «после трех поздно» и 85% интеллекта и социальных навыков необходимо освоить до пяти лет?
И полбеды бы только родители, но ведь в стандартах дошкольного образования четко сформулированы «результаты» дошкольного
образования в виде так называемых предпосылок универсальных учебных действий.
Вот некоторые из этих «предпосылок»: «умение выделять существенные признаки объектов»; «умение проводить
анализ и синтез объектов»; «умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности».
Такие формулировки дают возможность толковать результаты расширенно, т.к. дети способны проводить только элементарный анализ
и синтез простых объектов. На самом деле это еще не «умения», они только формируются. И процесс формирования будет
продолжаться на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Это один из отголосков мифа о «85%».
А что же в действительности? Что мы знаем сегодня о развитии мозга и познавательных возможностях детей дошкольного возраста?
Первое – окно развития мозга и познавательные возможности ребенка к концу дошкольного возраста не только не снижаются,
а, наоборот, растут.
Второе – темпы развития мозга и познавательной деятельности индивидуальны и различны у разных детей. Следует учитывать,
что индивидуальные расхождения между биологическим и паспортным возрастом могут различаться на полтора-два года.
Третье – средний возраст созревания познавательных функций, необходимых для формирования навыков письма и чтения, –
четыре-шесть лет. Учитывая индивидуальные особенности, в дошкольном возрасте целесообразно не «учить письму и чтению»,
а готовить к письму и чтению, развивая речь, внимание, восприятие, память и другие познавательные функции.
Четвертое – мозг «учится» в процессе разных видов деятельности ребенка, и накопление этого опыта – расширение
способности мозга к обучению.
Пятое – адекватные требования (соответствие требованиям обучения) возрастным и индивидуальным особенностям помогают
развитию мозга.
Неадекватные требования, неудачи, эмоциональное давление и недовольство взрослых создают стрессовые ситуации, что нарушает
и тормозит развитие мозга и познавательной деятельности.
Именно поэтому мифы о «85%» и «после трех поздно» совсем не безобидны. Неверная установка взрослых, стремящихся
«успеть и не опоздать», на ранних этапах развития ребенка нарушает развитие и убивает познавательные мотивы.
А это худшее, что мы можем сделать до школы.
Марьяна Безруких,
директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО,
доктор биологических наук, лауреат премии президента РФ в области образования
Все "Вести образования"
система комментирования CACKLE |