|
 |
Школьное уравнение: россияне против особого отношения к одаренным
18 Января 2019 12:03
По данным ВЦИОМа, 64% опрошенных не считают, что учителя должны уделять больше
внимания талантливым ученикам.
В России одаренные дети вырастают в обычных взрослых, зарывая свои таланты, считают 52% опрошенных ВЦИОМом россиян. Но педагогам
не следует уделять им больше внимания, надо относиться к ним так же, как и к остальным, полагают 64% респондентов. Такие данные
содержатся в опросе «Одаренные дети: кто они и что их ждет?», с которым ознакомились «Известия». По словам
экспертов, даже ребята, показывающие средние результаты, при должном внимании со стороны родителей и учителей могут стать
очень успешными.
Россияне по-разному представляют себе одаренных детей. Это те, кому с рождения дан талант, уверены 41% опрошенных. А 38% к
таковым относят ребят, которые целенаправленно, с помощью родителей и педагогов развивали в себе уникальные качества. Некоторые
(12%) отмечают, что одаренными называют тех, кому просто повезло, их способности случайно заметили окружающие.
Педагогам и тренерам, которые работают с одаренными детьми, следует относиться к ним как и ко всем остальным своим ученикам,
полагают 64% участников опроса. Однако 33% считают, что одаренные дети заслуживают особого внимания учителей.
В современной России одаренные дети со временем становятся обычными взрослыми, их таланты мало проявляются во взрослой жизни.
Такое мнение разделяет 52% респондентов. А то, что их таланты с возрастом продолжают развиваться, думают 29% опрошенных.
У одаренных людей возникают проблемы в общении со сверстниками (45%) и со взрослыми (51%), считают респонденты ВЦИОМа.
Из талантливых детей не всегда вырастают успешные взрослые: одних ломает среда, другие – теряют интерес, не выдерживают
жесткой конкуренции, отметил руководитель департамента исследований ВЦИОМа Степан Львов.
– Сегодня мир профессий движется в сторону многозадачности и многопредметности: современный специалист должен ориентироваться
во всем, что оказывает какое-то влияние на сферу его интересов. Концентрация на одном предмете становится рискованным выбором
для юного таланта. Оптимально – развивать таланты, вместе с тем вовлекаясь в другие области знаний, в разнообразные
социальные практики, спорт, искусство и досуг, – полагает социолог.
Российская педагогическая практика доказывает, что если школа ставит себе задачу максимально вкладываться в детей, то и ученики,
изначально показывавшие средние результаты, в итоге демонстрируют достижения на мировом уровне, отметила депутат Госдумы,
координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина.
– Успехи одаренных детей после окончания обучения зависят не только от потенциала, который был развит в детстве. Каждый
человек, взрослея, сталкивается с препятствиями. И их нужно уметь преодолевать. Поэтому часто одаренные дети, привыкшие к
комфортным условиям в процессе обучения, не знают, как реализовать себя во взрослом мире. Нужно научить их быть самостоятельными,
договариваться с людьми, организовывать вокруг себя пространство творчества и инициатив, – подчеркнула Любовь Духанина.
Заниматься одаренными детьми в полной мере у преподавателя нет возможности, поскольку к аттестации подготовить надо всех,
отметил преподаватель школы № 1468, эксперт Московского центра образования школьников им. М.В. Ломоносова Валерий Новиков.
– Сегодняшняя система ГИА и ЕГЭ позволяет сосредоточиться только на обязательных предметах (математика и русский язык)
и двух по выбору. Дети, нацеленные на покорение вершин знаний, могут дополнительно заниматься по четыре часа в день теми предметами,
которые им нравятся. Такие примеры есть: ученики выигрывают олимпиады и поступают в лучшие вузы страны и мира. Многое зависит
от позиции родителей. Некоторые просто не верят в то, что их ребенок талантлив, и в небольшом городе или в сельской местности
сможет найти должное применение своим способностям, – отметил Валерий Новиков.
Одаренные дети, особенно из малообеспеченных семей, требуют отдельного внимания школы и государства, считает политолог Антон
Хащенко.
– В целом система выявления и поддержки одаренных детей в России работает. Проводятся олимпиады, есть специализированные
классы с углубленным изучением различных предметов. По инициативе президента создан образовательный центр «Сириус»
в Сочи. Аналогичные проекты появляются на региональном уровне. Например, в ближайшее время в Саратовской области откроется
предуниверсарий для способных детей из малообеспеченных семей, – рассказал эксперт.
Опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился 14 января 2019 года. Участие в нем приняли 1,6 тыс. человек.
ИЗВЕСТИЯ
Все "Вести образования"
система комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |