Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Игорь Реморенко: главный результат Нацпроекта – добиться повышения удовлетворения граждан образованием

22 Января 2006 8:00

             10-11  февраля состоится совещание региональных координаторов Приоритетного национального проекта «Образование». Управление этим проектом требует особого – проектного – подхода, который отличается, прежде всего, тем, что нормативная база должна возникать гораздо быстрее, чем обычно. Кроме того, федеральные органы управления определяют рамочные условия, а не жесткие ограничения, а «доводится» нормативно-правовая база – в регионах. Сложность этой задачи может привести к упрощению  – главное, мол, вовремя  раздать деньги, отчитаться, и дальше – хоть трава не расти. В некоторых регионах уже заготовлены списки победителей конкурсного отбора и они готовы хоть завтра отрапортовать о реализации Национального проекта «Образование». А привлечение гражданских организаций станет пустой формальностью. 

Важной составляющей частью приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) является конкурсный отбор лучших инновационных школ и педагогов страны для денежного поощрения из федерального бюджета. Ежегодно в течение двух лет планируется оказывать финансовую поддержку  десяти тысячам учителей в размере 100 тыс.рублей на человека и трем тысячам общеобразовательных учреждений по 1 миллиону рублей.

Основными федеральными документами, регламентирующими отбор являются «Порядок конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование» и «Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы». Данные документы определяют критерии и структуру конкурса – за комментарием по этому поводу мы обратились к заместителю директора Департамента Госполитики МОН Рф и руководителю группы по подготовке постановлений правительства по ПНПО Игорю Михайловичу Реморенко.

 

«ВО»: Давайте начнем с нормативно-правовой базы, какими федеральными документами регулируется реализация ПНПО?

- Реализация этих компонентов приоритеного национального проекта регулируется соответствующими Постановлениями Правительства, в которых говорится о старте конкурсов и определении объемов финансирования. Законом о бюджете, в котором обозначены размеры квотирования регионов и последующими приказами министерства, утверждающими порядок и критерии отбора лучших школ и учителей.

 

«ВО»: А какая нормативно-правовая база должна быть издана в регионе, чтобы заключить договор с Рособразованием?

- Мы не будем жестко регламентировать полный набор документации такого типа, т.к. он для некоторых субъектов федерации был бы избыточным из-за того, что там количество отбираемых школ и учителей очень невелико.  Например, мы сейчас предусмотрели, что каждый регион самостоятельно решает, нужно ли ему проводить муниципальные конкурсы. К примеру, Ненецкому или Агинскому Бурятскому АО, где квота составляет всего лишь несколько учреждений, они явно не нужны. И, с другой стороны, есть регионы, где больше сотни и школ, и учителей получат такую поддержку -  в этом случае важно предусмотреть, чтобы конкурсы проходили  на муниципальном уровне. Так что полного набора издаваемых региональных документов федерация на фиксирует, но мы намерены собрать примерный портфель для среднего региона России. (Средний регион России это чуть больше 110 отбираемых учителей и около 40 поддерживаемых школ), и раздать такие пакеты  регионам на семинаре в середине февраля.

 

«ВО»: Расскажите, как вычисляются квоты и где можно посмотреть уже посчитанный вариант – какой регион, сколько получит?

- Порядок вычисления квот прописан в документах. Количество поощряемых учителей напрямую зависит от численности учеников в регионе: в сельской местности 1 учитель - от 1065 учеников,  а в городе – от 2130. Количество школ рассчитывается аналогичным образом. Проще всего посчитать так: взять общее количество поддерживаемых учителей в регионе и разделить на 3,3. Из логики квотирования видно, что сельским учителям отдана двойная преференция. Тем самым, мы учитываем объективно низкую наполняемость классов в сельских школах.  Список уже посчитанных квот  зафиксирован в Приложении №23 и 24 к Закону РФ  «О бюджете на 2006 год».

 

«ВО»: Поясните, пожалуйста, общую схему конкурсной процедуры. Кто главные действующие лица и каков порядок прохождения заявки?

- В каждом регионе основными участниками конкурсной процедуры являются:

- заявители – общественные организации, органы государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Например, по отношению к школам, претендующим на государственную поддержку, заявителями могут выступать совет образовательного учреждения, управляющий или попечительский совет. По отношению к учителям – также методические объединения и профессиональные ассоциации;

- губернаторский совет по реализации проекта, который конкретизирует процедуру конкурса на региональном уровне и лигитимирует региональную нормативную базу по проведению отбора. Именно совет решает вопрос о целесообразности создания муниципальных комиссий, выделении квот муниципалитетам и пр.;

- один или несколько операторов – региональная организационная группа, а также (в зависимости от величины предоставляемых региону квот, реального управленческого потенциала региона), возможно, муниципальные орггруппы, выполняющие технологическое и организационное обслуживание конкурса;

- эксперты – общественные институты, осуществляющие независимую оценку конкурсных материалов претендентов (профсоюз, попечители, работодатели, эксперты-научные руководители и т.п.). Состав таких экспертных общественных институтов определяется в зависимости от того, какие реально действующие общественные организации существуют в регионе.

 

«ВО»: Можно несколько подробнее по каждому пункту. Заявителем может являться любая общественная организация?

- Да, главное, чтобы она была зарегистрирована и, соответственно, имела юридическое лицо. И здесь я хочу обратить внимание всех тех организаций, которые пока действуют вне правового поля: до конкурса еще есть время, т.е. можно успеть подать документы и получить свидетельство о регистрации. А если в школе действует попечительский или управляющий совет и намерен номинировать свое образовательное учреждение для участия в конкурсе – полномочия и механизм работы такого совета достаточно прописать в уставе школы. Одним словом, общественные организации и объединения, участвующие в национальном проекте не могут быть совершенно вне правового поля.

«ВО»: Откуда в каждом регионе берется совет по реализации ПНПО?

- Во многих регионах советы при губернаторах уже созданы (они не обязательно занимаются исключительно образовательным национальным проектом). Как правило, такие советы формируются региональной властью.

В их полномочие входит определение тех нормативных механизмов регулирования проекта, которые необходимы данному региону. Организации-операторы в свою очередь назначаются советом.

«ВО»:  Есть ли какие-то критерии для гражданских организаций, которые выступят в роли экспертов?

- Их перечень и должен определять совет при губернаторе. Мы надеемся на разумность региональных властей, которые привлекут известные организации, чье мнение важно лдя граждан и учителей. Вид деятельности организации де юро не имеет значения.

 

«ВО»: Как Вы полагаете, почему гражданские организации могут быть заинтересованы принять участия в экспертизе? 

- Интерес связан с реальной деятельностью. Если они действительно работают в образовании, а не существуют исключительно на бумаге, то у них есть основания высказать свое мнение о том, что такое качество образования и конкурс дает шанс этот интерес проявить.

 

«ВО»: Как работает организационный механизм?

- Сначала организации-заявители направляют заявки в организационную группу. Далее орггруппа проводит техническую экспертизу заявок по критериям участия. Затем проводится экспертиза заявок с участием экспертных институтов. После чего заявки возвращаются в организационную группу. Заканчивается процедура формированием рейтинга с определением победителей согласно установленной на регион квоте. Потом результат отбора попадает в Рособразование, которое перечисляет деньги в регион. После этого из регионального бюджета средства попадают на счета школ и лучших учителей.

 

«ВО»: Каковы сроки реализации этапов проекта?

- Мы планировали, что регионы выберут школы в июне, чтобы с июля начать выплату денег – таким образом у школы остается несколько месяцев до конца года, чтобы потратить полученные средства на реализацию собственной программы развития. Главным образом, деньги можно будет израсходовать на закупку лабораторного оборудования – купить кабинет физики, химии, биологии.  Также можно купить компьютерное оборудование. И третье на что можно потратить средства –  это повышение квалификации.

В случае с учителями сроки несколько более поздние - заявки на участие в конкурсе будут приниматься от общественных и гражданских организаций до 1 июня. В течение трех месяцев с этими заявками будут работать эксперты, итоги же планируется подвести в сентябре. Ну а перечисление поощрений мы предлагаем приурочить к Дню учителя.

В следующем году мы скорректируем процедуру - понятно, что ряд критериев и организационных механизмов идеально не сработают и понадобится доработка.

 

«ВО»: Не могли бы Вы рассказать примерный алгоритм действий регионов. Что они, на ваш взгляд, должны сделать в первую очередь, чтобы успешно реализовать отбор?

- Прежде всего необходимо:

         Создать Региональный совет по приоритетному национальному проекту «Образование» (ПНПО). Возможно, под председательством губернатора, в рамках общего совета по приоритетным национальным проектам с участием уважаемых людей в сфере образования, культуры, бизнеса и т.д.

         Создать региональную организационную группу, выбрать организацию-оператора ПНПО. Средний состав группы - 7-10 человек. В их числе:

-          руководитель и его заместитель;

-          специалист по внедрению информационных технологий;

-          специалист по финансовым вопросам;

-          специалист по нормативному правовому регулированию;

-          три офис-менеджера.

Среди ближайших задач совета по ПНПО следующие:

1.     Доопределить процедуры отбора инновационных школ и учителей, в том числе решить вопрос о необходимости создания муниципальных комиссий; о деятельности экспертных организаций (их перечень, механизмы вовлечения общественности и пр); о максимальном балле («весе») критериев отбора. 

2. Определить перечень общеобразовательных учреждений для поставки компьютеров.

3. Рассмотреть вопрос о доведении средств до их получателей.  В частности, конкретизировать методику «доведения денег» до классных руководителей в предлагаемой логике наполняемости классов: если в сельском классе меньше 14 учащихся, а в городском меньше 25 – объем доплат за классное руководство будет уменьшаться пропорционально уменьшению численности учащихся.

Среди ближайших задач организационной группы следующие:

1.     Вникнуть в содержание работ и установить контакты с федеральным центром (сводная группа министерства и организация – оператор).

2.     Оформить собственный сетевой план.

3.     Известить муниципалитеты о процедурах отбора школ и учителей, о порядке осуществления доплат классным руководителям. 

4.     Выставить на сайт информацию о подготовке региона к реализации ПНПО.

5.     Создать «офис» орггруппы: кабинет, телефон, факс, электронная почта и пр.

6.     Определить делегатов на учебу организационых групп 10-11 февраля в количестве 2 человек.

 

«ВО»: Возможно, самым дискуссионным пунктом является вопрос о критериях отбора школ и учителей и их содержательном наполнении. Из документов понятно, что критерии разделены на две группы: критерии участия и отбора. Первые носят в основном формальный характер и являются допуском к конкурсу – с ними все более менее понятно. А вот вторая группа – это как раз основания для содержательной оценки качества работы школ и педагогов. Их список есть в документах, но формулировки явно нуждаются в дополнительных определениях. Будет ли какой-то сопроводительный документ, разъясняющий, что именно имеется в виду под «позитивной динамикой внеурочной деятельности учеников» или под «позитивными результатами деятельности учителя в качестве классного руководителя»? Ведь толковать можно очень по-разному.

 

- Мы договорились о том, что набор критериев будет федеральный – все же финансовая поддержка поступает из федерального бюджета. Т.е. регион не имеет права, какие-то критерии убирать или добавлять. Однако мы понимаем, что механизмы регулирования оценки качества образования во всех регионах разные. Известно, например, что система аттестации школ различается в зависимости от субъекта федерации – не существует единой унифицированной процедуры аттестации образовательных учреждений, да и вообще оценки качества образования. Она только формируется и этот процесс может занять еще лет 10-15. Именно поэтому мы оговариваем, что конкретное содержание и механизмы учета указанных критериев определяет для себя сам регион – совет при губернаторе и региональная орггруппа имеют право это конкретизировать и соответствующим образом проинструктировать  экспертов, которые будут работать с материалом. Если региону важно при оценке позитивной динамики результатов учебной деятельности школьников учитывать итоги ЕГЭ или, например, олимпиад, то он про это надо будет договариться, принять такое решение. Могут быть и эксклюзивные варианты. И такая система параметров должна быть разработана по каждому из критериев. Т.е. федеральный центр рекомендует набор, а регион для себя его расшифровывает и более того определяет, какие из критериев для него важны более всего.  

Мы считаем, что во всех регионах не должны быть абсолютно унифицированные критерии качества работы учителя - мы живем в федеративном государстве и образование у нас является предметом совместного ведения федерации и региона, где последний имеет право на собственное мнение в отношении оценки качества.

При этом мы планируем создание методических материалов, где будут даны комментарии, которые помогут субъектам федерации сориентироваться в том, как оптимально наполнить указанные критерии конкретным содержанием.

 

«ВО»:  А параметры играют равную роль при отборе или какие-то из них более значимы?

- Значимость каждого параметра также определяется советом субъекта федерации с учетом специфики региона.

В качестве примера: если практика повышения квалификации педагогов региона достаточно хорошо налажена и как таковая уже себя зарекомендовала, то Совет при губернаторе может решить, что максимальный балл по этому критерию – пять, а по критерию, связанному с участием в конкурсах – максимальный балл «четверка» или «тройка». Следовательно, в этом регионе при отборе более весомую роль будет играть именно критерий повышения квалификации. Перед составлением рейтинга баллы суммируются.

 

«ВО»: Среди критериев участия, т.е. одним из условий допуска к конкурсу, значится наличие у школы самостоятельного финансового баланса. Поясните, пожалуйста, что это значит?

 - Для учреждений обязательным условием участия в конкурсе является наличие юридического лица и собственного счета. Средства должны прийти на счет конкретной школы, а не раствориться в деньгах всего района.

 

«ВО»: А если при школе создана общественная организация, например некоммерческое партнерство или фонд, у которого есть счет, а у школы формально нет?

- Значит необходимо его открыть. Надо постепенно выходить из тени и лигитимизировать практику финансово-хозяйственной самостоятельности. Мы тем самым, если угодно, подталкиваем школы к  ее обретению. Более того, мы полагаем, что практика грантов на программы развития еще больше продемонстрирует необходимость совершенствования организационно-правовых форм в образовании и послужит поводом для перехода многих  бюджетных учреждений (БУ)  в автономные учреждения (АУ).

 

«ВО»: Вернемся к содержательной экспертизе. В документе, регламентирующем отбор лучших учителей, в перечне документов значится аналитическая справка (отчет) претендента, утвержденная организацией-заявителем. Именно этот документ и должен по идее отражать критерии второй группы (позитивную динамику учеников, успехи педагога в качестве классного руководителя и прочее). Что этот отчет должен из себя представлять?

 

- Да, для школ документом, отражающим критерии отбора, является программа развития, а для педагогов аналитический отчет. Однако  наличие этого документа как обязательного еще пока находится на стадии обсуждения. Изначально мы полагали, что оптимальным будет представление организации-заявителя. Но ряд регионов считает, что этого недостаточно. Практика аттестации показала, что подобные представления часто пишутся очень короткими, формальными и похожими друг на друга. Здесь может возникнуть такая же ситуация. Поэтому было предложено ввести такую аналитическую справку. Но, давайте обсуждать, быть может проще дать пояснение в отношении документа где представляется деятельность учителя, нежели чем требовать новый документ – аналитическую справку.

 

«ВО»: А Вам не кажется, что было бы целесообразно разработать жесткий формат подобного документа (представления или отчета)? Это облегчило бы работу как заявителям, так и экспертам.

- Я думаю, что в документе о порядке отбора нет необходимости задавать этот формат, а вот в комментариях и методических рекомендациях это обязательно надо будет сделать.

«ВО»: А будет ли создано единое Положение об экспертизе содержательных материалов, предоставленных школами и учителями?

- Есть большой соблазн на федеральном уровне очень жестко эту экспертизу прописать, Но с другой стороны, как я уже говорил, есть регионы с совсем небольшими квотами, которым такие громоздкие процедуры не нужны. Однако общая модель экспертизы будет прописана в дополнительных методических рекомендациях.

 

«ВО»: Как будет осуществляться мониторинг эффективности отбора школ и учителей?

- Мониторинг будет осуществляться за счет процедур, которые максимально открывают проект – будет сайт и газетные публикации. На сайте каждую неделю, каждый регион будет показывать, что у него происходит. С другой стороны, будут и очень строгие процедуры –выездные комплексные инспектирования. В апреле-мае 2006 года будет организован контроль за тем, как проходят конкурсы, осуществляются необходимые выплаты в 40-50 субъектах РФ. Предмет проверки – насколько выполняются постановление правительства и принятые к тому времени порядок и критерии отбора.

 

«ВО»: Каким Вы видите общий итог реализации проекта? Идеальный результат?

- Главное – это  повышение степени удовлетворенности граждан системой образования. Надеюсь, что по итогам проекта появится больше заинтересованных гражданских организаций. Также, учитывая те институциональные изменения, которые связаны с модернизацией системы оплаты труда нам, надеюсь, удастся повысить заработную плату учителей, причем всех, а не только лучших,  оснастить школы современным оборудованием. И, в конечном счете, все выше указанное будет способствовать достижению основной цели – «существенному повышению качества жизни граждан России».

 

Подготовила Анастасия БЕЛОЛУЦКАЯ

Полный текст читайте в январском номере газеты "Вести образования"

 

 



Все "ИнтерВести"
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100