|
 |
Разные учителя должны получать разную зарплату
21 Января 2006 8:00
В краевом Доме работников просвещения прошел экспертно-аналитический
семинар, посвященный возможным подходам к созданию отраслевой системы оплаты труда учителей. Своё мнение на эту актуальнейшую
тему высказывает ректор Института образовательной политике «Эврика», председатель совета сети федеральных экспериментальных
площадок МОН РФ Александр Изотович АДАМСКИЙ.
— Заработная плата учителей напрямую связана с процессом построения гражданских
институтов и темой другого качества образования. Для того чтобы человеку сегодня стать успешным, счастливым и богатым,
необходимо предметно иное образование, нежели то, какое получали мы. Тормозом повышения заработной платы учителя
является стереотипное общественное представление о качестве и результате его работы. У граждан должно измениться
представление о качестве образования. Я глубоко убеждён, что без участия гражданских институтов заработная плата учителей
не повысится.
Современный ученик должен не только получить формальные знания, но и уметь решать
проблемы, строить отношения в команде, быть способным понимать другого человека, критически мыслить. При этом никто не
может ответить на вопрос: за что действительно платят заработную плату учителю? Существующая система оплаты труда
учителей приводит к снижению качества образования. Неконструктивно требовать перевести зарплату учителя на федеральный
уровень, повышать её всем без разбора, «завтра и в два раза», бастовать
за это по-пролетарски.
Психологически трудно это признать, но разные учителя должны получать разную эарплату.
Как и в любой профессиональной корпорации, среди них есть специалисты разного уровня: настоящие звёзды, а также
те, кто достоин невысокой заработной платы, но, естественно, не ниже стоимости потребительской корзины в регионе.
Нужно сильно повысить зарплату лучшим педагогам, довести до высокого уровня оплаты средним, и, как это ни печально
прозвучит, ненамного повысить зарплату третьей категории. Вот тогда система оплаты труда станет институтом оценки качества.
Важную роль в формировании стандарта педагогической деятельности должны сыграть гражданские
институты? Почему? Да потому, что жёстких шаблонов оценки качества в нашей профессии нет. И единственное здесь верное
решение: делегировать оценку качества потребителю. У учителя должна
быть базовая зарплата, которую он получает за квалификацию, плюс большая надбавочная часть или фонд стимулирования
качества, который определяется управляющим или попечительским советом школы. Именно они и оценивают, насколько вклад
конкретного учителя достоин той или иной надбавки. Иными словами, оценка качества должна быть государственно-обшественной:
государство определяет квалификацию, а общество - качество. Лишь тогда возможно повышение заработной платы учителей,
когда уровень гражданского сознания позволяет обществу не поощрять худших.
Стандарт педагогической деятельности может быть разработан на площадке профессионального
союза учителей. Он должен соответствовать современным представлениям о результате труда учителя, благодаря которому ребёнок
приобретает такое образование, которое поможет стать ему успешным в жизни, сделать социальную карьеру, достичь
семейного благополучия.
Есть скептики, которые говорят, почему именно мы должны создавать гражданские институты,
формировать гражданское общество? Да, а кто же, если не мы? Поэтому и нужен союз учителей, который бы в рамках национальных
проектов содержательно участвовал в процессе изменения системы оплаты труда, разрабатывал иные модели качества, стандарты
педагогической деятельности. Это и есть та миссия, которую за нас никто не выполнит.
Подготовила Наталья САНГАДЖИЕВА.
«Красноярский рабочий», №175, 24 ноября 2005 г.
Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |