Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Разные учителя должны получать разную зарплату

21 Января 2006 8:00

 В краевом Доме работников просвещения прошел экспертно-аналитический семинар, посвященный возможным подходам к созданию отраслевой системы оплаты труда учителей. Своё мнение на эту актуальнейшую тему высказывает ректор Института образовательной политике «Эврика», председатель совета сети федеральных экспериментальных площадок МОН РФ Александр Изотович АДАМСКИЙ.

 

— Заработная плата учите­лей напрямую связана с про­цессом построения гражданских институтов и темой дру­гого качества образования. Для того чтобы человеку сегодня стать успешным, счастливым и богатым, необходимо пред­метно иное образование, не­жели то, какое получали мы. Тормозом повышения зара­ботной платы учителя являет­ся стереотипное обществен­ное представление о качестве и результате его работы. У граждан должно измениться представление о качестве об­разования. Я глубоко убеждён, что без участия гражданских институтов заработная плата учителей не повысится.

Современный ученик дол­жен не только получить фор­мальные знания, но и уметь решать проблемы, строить от­ношения в команде, быть способным понимать другого человека, критически мыслить. При этом никто не мо­жет ответить на вопрос: за что действительно платят заработную плату учителю? Существующая система оплаты тру­да учителей приводит к сни­жению качества образования. Неконструктивно требовать перевести зарплату учителя на федеральный уровень, повышать её всем без разбора,  «завтра и в два раза», басто­вать за это по-пролетарски.

Психологически трудно это признать, но разные учителя должны получать разную эарплату. Как и в любой профес­сиональной корпорации, сре­ди них есть специалисты разного уровня: настоящие звёз­ды, а также те, кто достоин невысокой заработной платы, но, естественно, не ниже сто­имости потребительской кор­зины в регионе. Нужно силь­но повысить зарплату лучшим педагогам, довести до высо­кого уровня оплаты средним, и, как это ни печально про­звучит, ненамного повысить зарплату третьей категории. Вот тогда система оплаты труда станет институтом оценки качества.

Важную роль в формиро­вании стандарта педагогической деятельности должны сыграть гражданские инсти­туты? Почему? Да потому, что жёстких шаблонов оценки качества в нашей профессии нет. И единственное здесь верное  решение: делегиро­вать оценку качества потре­бителю. У учителя должна быть базовая зарплата, кото­рую он получает за квалифи­кацию, плюс большая над­бавочная часть или фонд сти­мулирования качества, кото­рый определяется управляю­щим или попечительским советом школы. Именно они и оценивают, насколько вклад конкретного учителя достоин той или иной над­бавки. Иными словами, оценка качества должна быть государственно-обшественной: государство определяет квалификацию, а общество - качество. Лишь тогда воз­можно повышение заработ­ной платы учителей, когда уровень гражданского сознания позволяет обществу не поощрять худших.

Стандарт педагогической деятельности может быть раз­работан на площадке профессионального союза учителей. Он должен соответствовать современным представлениям о результате труда учителя, благодаря которому ребёнок приобретает такое образова­ние, которое поможет стать ему успешным в жизни, сде­лать социальную карьеру, до­стичь семейного благополу­чия.

Есть скептики, которые говорят, почему именно мы должны создавать гражданс­кие институты, формировать гражданское общество? Да, а кто же, если не мы? Поэтому и нужен союз учителей, ко­торый бы в рамках нацио­нальных проектов содержа­тельно участвовал в процессе изменения системы оплаты труда, разрабатывал иные модели качества, стандарты педагогической деятельности. Это и есть та миссия, кото­рую за нас никто не выпол­нит.

 

Подготовила Наталья САНГАДЖИЕВА.

 

«Красноярский рабочий», №175, 24 ноября 2005 г.

 



Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100