Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Зимой учиться надо меньше

16 Января 2006 8:00

Начинается самая длинная - третья учебная четверть. В памяти у всех бывших школьников возникает картинка: холодное черное небо по утрам, сонное гудение в классе, "разбавляемое" привычным стрессом - вызовом к доске или контрольной по алгебре, а после прихода домой - бесконечные уроки. Как говорят наши школьники - бесперспективняк!

Не все знают, что с 1992 года, когда появился закон "Об образовании", школы получили право выбирать сроки каникул. Конечно, при этом они должны обосновать свое желание...

И тем не менее большинство школ живут по старинке. Как облегчить это время детям, родителям и учителям? Об этом - наша страничка.


Почему так трудно учиться после новогодних праздников

Перезагрузка учебным материалом

Плохая погода

Сезонные заболевания

Авитаминоз


Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии: "К зиме учебная нагрузка должна уменьшаться, а не увеличиваться"

О том, как школьникам легче пережить самую долгую учебную четверть, директора Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяну БЕЗРУКИХ спрашивает обозреватель Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА

Марьяна БЕЗРУКИХ: Февраль - самый сложный школьный месяц. Во-первых, к этому моменту проходит большая часть учебного года и накапливается утомление (какими бы ни были каникулы). Во-вторых, зимой короткий световой день, недостаток ультрафиолета. И, в-третьих, чувствуется недостаток витаминов: что бы мы ни говорили об обилии овощей и фруктов в зимнее время, это - искусственно выращенные овощи, длительное время хранившиеся. Трудно предположить, что каждый ребенок съедает 3 фрукта в день (как советуют специалисты). Есть еще важная причина: дети стали меньше гулять. Это видно по данным исследований, которые мы ведем на протяжении уже 20 лет. Сегодня даже сельские школьники бывают на воздухе не более получаса: тот же компьютер, телевизор.

известия: Плюс растущее с каждым годом количество уроков?

Безруких: Конечно. Если ежедневная нагрузка ученика 9-го класса в среднем составляет 14-16 часов (школьные занятия, факультативы плюс домашние задания), то что он еще может успеть? Совершенно неправильно, что к зиме нагрузка в наших школах не уменьшается, а увеличивается (должно быть наоборот). И пик ее приходится на февраль. Важно нагрузку правильно перераспределить. Эти вопросы вправе решать сама школа. В апреле можно увеличить нагрузку: весной солнце уже появилось.

известия: Что в такой ситуации могут сделать родители?

Безруких: Проанализировать режим дня ребенка. И тогда станет понятно, что, во-первых, он недосыпает. Ученик начальной школы должен спать 9-10 часов (старшеклассник - не меньше 8). Малышу нужно быть на воздухе 2,5-3 часа, а старшекласснику - 2-2,5.

известия: Мне кажется, это нереально.

Безруких: Проще всего так говорить. Надо понять, куда девается время: не тратит ли ребенок его впустую. Может, он сидит перед телевизором и смотрит с бабушкой сериалы? Если мы возьмем сон, обязательную прогулку, прибавим 2 часа на гигиенические процедуры, на еду, мы поймем, что останется на учебу, на дополнительные занятия. Часто ребенок сидит за уроками 4 часа потому, что его никто не научил, как организовать свое время, не научил правильно делать уроки.

известия: А как этому научить?

Безруких: Есть элементарные вещи: уроки нужно начинать готовить с самого простого, с того, что точно получится. Человеку необходимо войти в работу. Если же начать со сложного, сразу возникнут препятствия. И, как следствие, - потеря времени, неверие в свои силы. В итоге ребенок без толку сидит 3-4 часа.

известия: Как родители могут узнать, утомился ли их ребенок?

Безруких: Есть простой способ: если он к середине февраля похудел, у него синяки под глазами и он стал плохо спать - ситуация тревожная. В таких случаях я советую родителям взять 3 дня отпуска и уехать за город (но не в теплые страны).

В 13 лет надо читать "Айвенго"

По мнению учителя литературы московской школы № 234 Елены Ивановой, длинная четверть удобней для учителя. "Третью четверть 10-го класса я начинаю с "разбега" - с лирики Некрасова, - говорит Елена Иванова. - Так дети легче включаются в учебный процесс". По ее мнению, главная цель "литературы" - научить воспринимать классическое искусство (а через литературу и другие его виды). Но для этого совсем не нужно ставить нереальные задачи: дети просто не в состоянии прочитать то количество произведений, которое им предлагается. У них пропадает желание делать что-либо вообще. Посудите сами: в 10-м классе в 3-й четверти нужно изучить "Очарованного странника" Лескова, "Преступление и наказание" с "Идиотом" Достоевского, а на закуску остается Толстой с его "Севастопольскими рассказами" и началом "Войны и мира".

В 11-м классе на 3-ю четверть приходятся "Тихий Дон" и "Котлован" Платонова плюс "мелкие" повести других писателей ХХ века! Какой бы большой четверть ни была, все это освоить абсолютно невозможно. По мнению Елены Ивановой, нужно сильно сократить количество произведений в 9-11-м классах. А в 6-7-м больше внимания уделять приключенческой зарубежной литературе - например, пройти "Айвенго".

Как устроен учебный год в других странах

Летние каникулы в Германии длятся всего полтора месяца, зато в течение учебного года они "случаются" почти каждый месяц. А бывают еще 2-3 дня, когда директор может сказать: завтра мы не учимся.

Рождественские каникулы в Литве теперь - с 24 декабря по 9 января. После чего только весной следуют каникулы пасхальные: в этом году они со 2 по 9 апреля. При этом школы могут самостоятельно объявлять и дополнительные каникулы.

В Великобритании учебный год начинается в сентябре и состоит из 3 семестров, примерно 13 недель каждый. Зимний семестр - с сентября до рождественских каникул. В середине семестра, в конца октября, есть короткие каникулы на 5-7 дней. Весенний семестр начинается со второй недели января и кончается в марте, а летний начинается в апреле и заканчивается в июле. Короткие каникулы устраивают в конце февраля и в начале июня.

Некоторые любят подлиннее

Катя Козлова, школьница, 11-й класс:

- Мне кажется, что эта четверть, наоборот, проще: есть возможность успеть все исправить. Ведь за короткую вторую можно нахватать двоек, а времени исправлять не будет. Наверное, надо просто учиться, но при этом - отвлекаться в выходные.

Варя Давыдова, школьница, 7-й класс:

- О! Я даже не знаю, как это пережить! Как и всегда - через не могу!

Арина Василенко, школьница, 7-й класс:

- Ну, я вообще особо не напрягаюсь. Конечно, понимаю, что надо будет три месяца вставать в 7 утра и делать каждый раз уроки. Но просто у меня есть свои увлечения, о которых я думаю и отвлекаюсь от школы.

Ольга Плетнева, мама пятиклассника:

- Необходимо равномерно распределять нагрузки, т.е. постараться растолковать ребенку, что в этой четверти надо как можно скорее включиться в работу - чтобы потом не нагонять, так как сил к ее концу не будет, но особенно не перенапрягаться. На выходных обязательно устраивать отвлекающие мероприятия: походы в лес, в кино, на выставки, в гости. Как можно чаще хвалить, но не без причин. И принимать участие в процессе обучения: разобрать вместе сложную тему, подготовить вместе трудный материал.

Н. Иванова-Гладильщикова

По материалам inauka.ru



Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100