
|
 |
Власти составили прайс-лист московских школьников
12 Января 2006 8:00
В среду, привычно придя в школу после зимних каникул, столичные школьники резко возросли в цене в глазах учителей. С 1
января Москва поменяла систему финансирования средних учебных заведений - отныне школы будут получать деньги из расчета "детского
поголовья". Чем больше учеников, тем полноводнее поток бюджетных денег. Процедура называется "нормативное (подушевое) финансирование"
и должна - в идеале - сделать денежное содержание школ более прозрачным, плохие школы и слабых директоров - видимыми невооруженным
глазом, а проблему с дефицитом мест в престижных учебных заведениях - решаемой. Впрочем, в жизни, как водится, все не так
однозначно. Озабочены новой бухгалтерией авторские и элитные московские школы - их подход к обучению никак нельзя назвать
массовым. Родители, в свою очередь, опасаются переполнения школьных классов в обычных школах.
Стоимость ученика зависит от статуса школы
"Деньги
должны идти за учеником" - основная идея начинания. Если раньше школа запрашивала и получала средства на жизнь независимо
от количества детей, то теперь каждый ученик будет приносить ей дополнительные доходы. "Стоимость" школьника зависит от статуса
школы, все они поделены на 18 типов, и если в обычной общеобразовательной за одного ребенка казна отныне платит 26 172 рубля,
то в гимназии - 49 933 рублей.
- Нормативы рассчитывались исходя из затрат, - объяснил "Известиям" член коллегии департамента
образования Москвы, декан экономического факультета Московского педуниверситета Михаил Левицкий. - В гимназии более широкий
набор предметов, а учительский корпус, как правило, с большими регалиями, поэтому уровень оплаты труда у них выше. Самое главное,
что влияет на величину норматива, - это деление детей в гимназиях и лицеях на подгруппы. Меньшая наполняемость классов - значит,
больше учительских ставок, выше объем оплаты труда...
Самыми "дорогими" оказались ученики загородных санаторно-лесных
школ (их не только учат, но и лечат), а также воспитанники кадетских корпусов, спецшкол для трудных подростков и коррекционных
школ - тех заведений, где обучение сочетается с полным содержанием и специфическими побочными расходами.
Нормативы
в Москве в отличие от других областей России имеют компромиссный характер - они включают зарплату учителей и налоги с нее,
покупку учебников, наглядных пособий и канцелярских товаров, хозяйственные и транспортные расходы. Деньги на капитальный и
текущий ремонты, коммунальные услуги и питание детей школы будут получать, как раньше, по отдельной статье.
- Утвержденные
в Москве нормативы составляют процентов 70 от реально необходимой суммы, - уверен депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. -
Но это честные цифры - на эти деньги школе уже можно жить. Система способна решить проблему нехватки мест в хороших школах.
Сегодня вся округа и так знает, что эта школа хорошая, а та - нет, теперь это будет сказываться на их финансировании.
Кому придется плохо
В первую очередь нововведение скажется на самых некачественных
школах Москвы. По данным "Известий", в городе около 300 школ с откровенно плохой репутацией, где количество учеников
менее 500 - просто потому, что родители не хотят отдавать туда детей. Им обещано серьезное и пристальное "внимание" со стороны
образовательных чиновников - самые запущенные будут банкротить, меняя школьную администрацию и передавая в управление более
эффективным директорам.
Как ни парадоксально, могут пострадать и самые лучшие - например, небольшие авторские школы,
где классы сознательно не увеличивают, чтобы сохранить индивидуальный подход к детям. "Существуют уникальные школы - например,
школа Тубельского или "Класс-центр" Казарновского, которые строятся совсем по другим принципам. Как они будут вписываться
в нормативное финансирование, пока не очень понятно", - сказал "Известиям" Евгений Бунимович.
Сильно озабочены новой
бухгалтерией и элитные московские школы. Многие из них, входящие в первую сотню лучших школ, формально имеют статус обычных
общеобразовательных и получат по нормативу весьма скромное содержание. Большинство из них в пожарном порядке меняют вывеску
на другую - "лицей", "гимназия", "центр образования", что автоматически влечет за собой повышение норматива минимум в 1.5
раза. Подобные проблемы ожидают и школы с гимназическими классами - их ученики в денежном отношении приравнены к обычным.
Кому будет хорошо
Главная надежда, которую высказали опрошенные
"Известиями" родители: детей станет легче устроить в престижные школы. Впрочем, пока она довольно иллюзорна.
- Я не
могу взять лишних учеников - мне некуда. Или я должен сделать классы по 40 человек, но тогда ко мне перестанут идти, - рассказал
"Известиям" Сергей Менделевич, директор школы № 57, одной из самых именитых школ Москвы. - В очень хороших школах мест нет,
в приличных - почти нет, есть только в тех, что работают как "камера хранения", да и то не очень надежная... Другое дело,
если хорошей школе дадут в управление соседнюю "задыхающуюся" и общее финансирование, тогда можно будет развиваться. До тех
пор пока банкротство плохих школ не станет реальностью, мест в хороших больше не станет.
Система только вступила в
действие, а опасения и страхи уже появились. Главное, чего боятся родители, - переполнения школьных классов. Несмотря на существующую
норму в 25 человек, она редко где выдерживается - во многих школах, имеющих репутацию хороших, нормальным считается 30 детей
в классе и больше. С введением новых правил вполне возможна такая ситуация, когда вместо 4 классов по 25 человек школе будет
гораздо выгоднее сделать 3 класса по 33 ребенка и не держать лишнего учителя, сэкономив на его зарплате. Впрочем, как уверяет
Евгений Бунимович, такого не случится: "В Москве есть четкие ограничения по количеству детей в классе: где-то - 25, где-то
- 30. Директор просто не имеет права делать их больше".
Первые последствия введения новой бухгалтерии можно будет
увидеть и проанализировать через несколько месяцев. "Известия" будут следить за развитием событий.
По материалам газеты "Финансовые
известия"
Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |