Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Школа не должна готовить патриотов и рабочих

30 Августа 2005 9:00

Перед началом учебного года проблемы, связанные со школьным образованием, традиционно находятся в центре общественного внимания. Кого в наши дни должна готовить школа? Насколько вообще важно для человека и его будущей карьеры хорошо учиться в школе? Какова структура расходов на образование ребенка в школе? Пытаясь найти ответы на эти наболевшие вопросы, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел свое собственное исследование, опросив 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России.

Как и следовало ожидать, мнения людей, принимавший участие в опросе, разделились. Всего 41 % от общего числа опрошенных считают, что первоочередной задачей современной средней школы является, прежде всего, воспитание образованных людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности. Около четверти опрошенных (23 %) считают, что современная школа должна готовить культурных людей с широким кругозором. Существенно меньше тех, кто уверен, что средняя школа должна готовить в первую очередь людей, способных обеспечить свое благосостояние, а также просто хороших людей. Эти позиции указали 14 и 11 % опрошенных соответственно. И лишь 7 % граждан считают, что современная школа должна воспитывать патриотов своей страны.

Представители различных возрастных групп также по разному ответили на вопрос: "Кого в наши дни, на ваш взгляд, должна готовить школа?". Причем, по окончании средней школы чаще хотело бы видеть своих детей образованными людьми, подготовленными к будущей профессиональной деятельности, поколение «родителей», то есть представители возрастной группы от 35 до 44 лет. Так считает около половины опрошенных (49 %) этой возрастной группы.

Интересно, что сама молодежь, еще совсем недавно покинувшая стены alma mater (18-24 лет), уверена, что первоочередной задачей средней школы является подготовка людей, способных обеспечить свое благосостояние. Патриотическое воспитание как один из основных приоритетов школьного образования более склонны называть представители старших возрастных групп (старше 60 лет) - 11 %.

По мнению подавляющего большинства опрошенных, хорошая учеба в школе имеет определяющее значение для последующего жизненного успеха (64 %). Еще четверть опрошенных (24 %) отметили, что она имеет определенное, хотя и не доминирующее значение. И 10 % считают, что хорошая учеба в школе практически никак не скажется на будущей карьере человека или вообще не имеет никакого значения.

В то же время 51 % родителей, имеющих ребенка-школьника, не смогли назвать профессию или род занятий, которые они бы пожелали для своих детей. В определенной степени это можно объяснить тем, что современные родители по большей части оставляют за собственными детьми право выбора той или иной профессии или вида деятельности. Хотя напрямую об этом заявили лишь 5 % опрошенных. Еще 4 % отметили, что хотели бы для своего ребенка высокооплачиваемой, интересной работы. Среди наиболее популярных родители назвали профессию юриста (6 %), экономиста (6 %) и врача (6 %). Обращает на себя внимание и то, что всего 5 % опрошенных указали, что хотели бы видеть своего ребенка квалифицированным рабочим.

Одним из самых болезненных вопросов для многих российских семей является уровень расходов на обучение ребенка в общеобразовательной школе. При этом структура расходов на обучение за прошедший год практически не изменилась. За счет собственных средств родителям приходилось оплачивать ремонт и техническое оснащение школьных помещений, охрану школы (33, 19 и 20 % соответственно); приобретение учебно-методических материалов и школьной формы (27 и 15 %); дополнительные занятия по основным предметам (12 %) и подарки учителям (28 %). При этом жители средних и малых городов такие расходы несут чаще, чем жители мегаполисов - 36, 31 и 32 % платят за ремонт помещений, охрану школы и подарки учителям соответственно.

«Это, по всей видимости, можно объяснить тем, что родители таким образом пытаются компенсировать более низкий уровень зарплат учителей школ в этих городах, по сравнению с зарплатами преподавателей в крупных городах и мегаполисах», - считают во ВЦИОМ.

Наталья Елисеева

// "Страна.Ru" www.strana.ru



Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100