Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Школьникам продлили детство

26 Августа 2005 9:00

В Москве начинается эксперимент по введению 6-классной начальной школы. Первый десяток школ - по одной-две в каждом округе - начиная с этого года перекраивают свои программы и расписание так, чтобы детям, перешедшим в 5-й класс, не было мучительно больно привыкать к "взрослой" жизни: беготне из кабинета в кабинет, новым предметам, разным учителям и их противоречивым требованиям. Если эксперимент удастся, это может стать первым шагом к переходу к 12-летке.

Цель эксперимента в формулировке чиновников от образования выглядит благородно: "обеспечить преемственность между начальной и средней школой". Другими словами, облегчить стресс детям, преодолевающим непростой рубеж между четвертым (последним годом начальной школы) и пятым (первым годом - средней) классами. По данным ученых из Института мозга человека РАН, более трети школьников страдают так называемой дезадаптацией - несовместимостью со школой. Ее симптомы - неуспеваемость, отказ ходить на уроки, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ребенок забывчив, легко отвлекается, не способен довести работу до конца), а также головными болями, тиками, школьными фобиями. Ученые утверждают: момент перехода в 5-й класс - критический период, когда у ребенка могут появиться эти проблемы.

- Первые полгода в пятом классе большинству ребят даются трудно, - рассказала "Известиям" главный специалист департамента образования Москвы Наталья Шелахина. - Многие не готовы к кабинетной системе обучения, общению с разными учителями, совершенно другим требованиям к осмыслению материала. Они начинают хуже учиться, плохо себя вести, протестуют, сопротивляются требованиям учителя. Большинство этих и других проблем можно решить, продлив пребывание детей в начальной школе на 2 года.

Экспериментальными площадками станут несколько московских школ (см. список). По словам Натальи Шелахиной, для многих из них щадящий режим для пятиклассников не станет чем-то новым - просто их поиски и находки в этом направлении будут официально признаны. Конкретные мероприятия достаточно разумны и предсказуемы. Во-первых, учитель начальных классов, который учил детей 4 года, будет продолжать вести один из предметов и останется их классным руководителем. Это делается для того, чтобы "классная мама" в том или ином виде продолжала присматривать за "своими" детьми. Кроме того, некоторые предметы, например природоведение или информатика, появятся в расписании детей уже в 4-м классе - так, чтобы среди новых учительских лиц оставались и знакомые. Во-вторых, большинство уроков будет проходить в одном классе (правда, не обязательно в том, к которому дети привыкли за первые 4 года) - учителя станут сами приходить к ним. Исключение составят уроки, требующие специального оборудования: иностранные языки в лингафонных классах, лабораторные занятия по химии, уроки компьютерной грамотности и тому подобное. В-третьих, детям обеспечат пристальное внимание психолога и в случае проблем - дополнительные занятия. Все это получит название "адаптивная ступень начальной школы" и продолжится с 10 до 12 лет (с 5-го по 6-й класс). Впрочем, некоторые из участников эксперимента уверены: для них это пройденный этап, и надо двигаться дальше.

- В нашей школе проблемы преемственности двух ступеней нет, - рассказала директор школы N 792 Лариса Валишина. - Мы решили ее давно: у нас уже 3 года в начальных классах предметное образование, то есть все уроки ведут разные учителя. При этом многие предметы педагоги преподают с 1-го по 11-й класс. Проблема ведь не в детях, а во взрослых - Марьванна всегда требовала писать падежи карандашом, а Сергей Васильевич теперь говорит, что надо это делать ручкой. За то, что раньше ставили пятерки, теперь - тройки. Вот тебе и конфликт. Если взрослые найдут общий язык между собой, детям будет значительно легче. Мы смотрим на эту проблему более широко - с точки зрения повышения качества образования и конвертируемости российских дипломов.

Начальная шестилетка - явный, хотя и очень осторожный дрейф в сторону приближения российской системы к мировым стандартам образования. Подобная схема - начальная школа с 1-го по 6-й класс, средняя с 7-го по 9-й и профильная с 10-го по 12-й - существует в США, Японии, Финляндии, Германии и многих других странах. Казахстан вводит ее у себя с 2008 года. В России эта идея вызывает жесточайшее сопротивление в обществе, видимо, поэтому в московском департаменте образования категорически отрицают связь эксперимента с перспективой введения в Москве 12-летки.

Московские школы, участвующие в эксперименте: N 610, N 694, N 985, N 1084, N 792, N 1133, N 558, N 1682, N 1151, N 680, N 147, N 1155, N 1513.

// "Известия науки" www.inauka.ru



Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100