
|
 |
Синдром бакалавра
25 Августа 2005 9:00
Подготовкой общественного мнения к переходу высшей школы на двухуровневую систему "бакалавриат-магистратура"
активно занялось Минобразования и науки. За оставшиеся три года до запланированного введения новшества необходимо, с одной
стороны, преодолеть негативное отношение к бакалавриату у студентов и профессуры, а с другой - успеть убедить работодателей
в том, что дипломы нового образца будут гарантировать качественное образование выпускника. На днях в министерстве состоялся
"круглый стол" под председательством руководителя департамента госполитики в сфере образования Исаака Калины, который заверил
собравшихся в том, что детали реформы высшей школы обсуждаются и усовершенствуются с привлечением всех участников образовательного
процесса. "В настоящее время законопроект о двухуровневом образовании разослан по субъектам РФ, проходит согласование в региональных
министерствах, обсуждался с Союзом ректоров России, был представлен в Совет Федерации", - рассказал Исаак Калина.
Напомним,
что в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Россией перед европейскими коллегами, наша страна должна влиться в так
называемый Болонский процесс к 2008 году. Это предполагает, что российская система высшего образования должна стать очень
похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут
получать дипломы международного образца. Для этого нам необходимо повсеместно перейти на двухуровневую систему "бакалавриат-магистратура",
отказаться от системы зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или, как их еще называют,
кредитов, распространенную в Европе. Там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости. Для получения определенной
квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах.
Однако,
стремясь войти в единое образовательное пространство с Европой, Минобразования решило с помощью бакалавриата реформировать
и социально-экономические основы работы высшей школы. Как уже не раз заявляли идеологи образовательной реформы, стране не
нужно столько людей с высшим образованием. Слишком много выпускников вузов не идет работать по специальности и отсиживает
лишние два года в институте только ради "корочки", позволяющей устроиться на работу. Все это можно было бы решить и в рамках
бакалаврской программы, которая длится три-четыре года, сэкономив и бюджетные средства, и время. Магистратура же, по мнению
министра образования и науки Андрея Фурсенко, должна быть малочисленнее и готовить к исследовательской деятельности. Министр
оговорился, что по ряду специальностей будет сохранена традиционная структура подготовки специалистов в течение пяти-шести
лет. Как пояснил вчера глава "Рособразования" Григорий Балыхин, как раз сейчас эксперты министерства работают над перечнем
"исключительных" специальностей, в который, по всей видимости, войдут технические, медицинские и творческие профессии. По
его словам, итоговый перечень будет утверждаться правительством.
Но в любом случае, чтобы новая система заработала,
бакалавриату необходимо законодательно придать статус полноценного законченного высшего образования, а также заставить поверить
в это работодателей. "Пока не удастся довести до общественного сознания, что такое бакалавриат и магистратура, мы не имеем
морального права переходить на эту систему", - обещал еще в марте пятигорским студентам Андрей Фурсенко. Законодательное утверждение
нового статуса бакалавра сейчас как раз прорабатывается, а вот убеждению работодателей, видимо, и будут посвящены ближайшие
три года. "Тотально и моментально министерство вводить ничего не собирается, но это не значит, что мы будем отказываться от
нового. 100% никогда не будут готовы принять такое нововведение, но есть те люди, которым оно необходимо", - заявил вчера
Исаак Калина.
Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |