Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дубна собрала лучших юных математиков России

24 Августа 2005 9:00

Только что в Дубне закончилась пятая, юбилейная летняя школа "Современная математика". Среди ее организаторов - департамент образования Москвы, МГУ имени Ломоносова, Отделение математики РАН, Московский центр непрерывного математического образования и Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне. По мнению специалистов, это главное математическое событие года, в котором участвовали дети со всей страны.


Как сыграть в футбол с академиком

Летняя школа проходила на базе санатория-профилактория "Ратмино" ОИЯИ. Слушателями помимо 10-11-классников были и студенты первых двух курсов вузов. В Дубне ребята в течение 12 дней слушают лекции математических звезд первой величины, занимаются на семинарах. Но что самое главное - они живут рядом с великими математиками, играют с ними в футбол и волейбол. А в промежутках, гуляя по берегам Волги и Дубны, обсуждают задачи. Председателем оргкомитета в этом году был всемирно известный математик академик Владимир Арнольд. С детьми занимались академики Сергей Новиков, Дмитрий Аносов, профессора Владимир Тихомиров, Алексей Сосинский, Владимир Успенский. Много было и молодых ученых, например, Александр Буфетов и Роман Федоров, только что получившие научные степени в Принстоне и Чикаго.

Задача летней школы - за несколько лекций показать ребятам, чем занимается современная математика, а самое главное - прийти к нерешенным математическим проблемам. Их множество: так, лекции Успенского и Арнольда (с разных сторон) были посвящены понятию "случайной последовательности". Уже появилось несколько работ, опубликованных серьезными математическими журналами, которые написаны совместно школьниками и их преподавателями по прошествии пяти дубнинских школ.

Кто попадает в летнюю школу? Это победители всероссийской, московской и региональных математических олимпиад. Плюс старшеклассники, приезжающие по рекомендации ведущих учителей со всей России. К тому же любой школьник может заполнить анкету и прислать ее в оргкомитет. Там он рассказывает о своих научных интересах, о прочитанных книгах. С ним общаются по телефону или по электронной почте. Так происходит поиск талантливых ребят неолимпиадного склада (не все же мгновенно соображают). Такой школьник может очень красиво и интересно решить всего одну задачу олимпиады, но сделать это ярко.

Чем плохи олимпиады

Есть существенная разница между подготовкой к международным олимпиадам (они тоже проходят в виде сборов) и такой летней школой. Для участия в олимпиадах высокого уровня - всероссийской, международной, необходима особая подготовка. Там есть свои традиции задач, свои методы решения, которые приходится специально изучать. Это несколько уводит детей от настоящей математики. Поступив на 1-й курс мехмата МГУ, ребята понимают: то, чем они занимались, готовясь к олимпиадам, не совпадает с тем, чем действительно занимается математика. Во-первых, настоящему математику никогда не требуется решить 4 задачи за 5 часов. Время решения измеряется неделями, месяцами, порою и годами. А во-вторых, выясняется, что многие методы решения задач, которым его учили, к серьезной математике особого отношения не имеют. Важно поддерживать самобытность питерской и московской математических олимпиад. Ведь особенностью, например, московской олимпиады является ориентация на науку, а не на спортивные достижения. Среди членов жюри московской олимпиады - реально работающие математики. А в жюри всероссийской да и международной олимпиады все больше преобладают профессиональные "олимпиадники".

Тем не менее олимпиады играют важнейшую роль в поиске и отборе талантливых ребят. Да и подготовку "олимпиадников" можно совмещать с занятиями настоящей математикой. Так, например, в этом году в Дубне была организована группа "Олимпиады и математика", где совмещается подготовка к олимпиадам и занятия математикой. Это рассчитано на школьников 8-9-го классов. Руководит группой д. ф.-м. н., бывший золотой медалист Международной математической олимпиады Аркадий Скопенков.

P.S. Видеозаписи лекций, расшифровки курсов этой уникальной по составу преподавателей и по составу участников школы оперативно размещались и сейчас доступны на сайте www.mccme.ru.

// "Известия науки" www.inauka.ru



Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100