Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

В первый класс без страха и упрека

24 Августа 2005 9:00

Первое сентября уже не за горами. В Москве уже открылось множество ярмарок, на которых продаются канцелярские товары и школьные принадлежности. Мамы будущих первоклашек уже покупают ранцы, ручки и тетрадки. Но далеко не все дети пребывают в состоянии радостного возбуждения перед началом учебного года. Многие из них сталкиваются с проблемой дезадаптации, из-за которой ребенок начинает капризничать, отказывается посещать занятия, плохо успевает по предметам, становится забывчивым и рассеянным. Психолог Галина Горбатенко считает, что с этой проблемы родители в состоянии справиться сами.

"Что касается первоклашек, родители сами должны быть готовы к тому, что детям нужно уделять как можно больше внимания в этот период. Нужно интересоваться ребенком, спрашивать, как идут дела, что нового в школе, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым", - рассказала корреспонденту NewsInfo Галина Горбатенко.

Пойти в первый раз в первый класс - очень важный шаг для ребенка. С одной стороны, он становится маленьким взрослым, и родители должны всячески подчеркивать значимость его нового социального статуса. С другой стороны, важно помнить, что школьнику нужно не меньше, а часто даже больше внимания, чем ребенку дошкольного возраста.

Во многих школах сейчас детям помогают адаптироваться к учебе еще до начала занятий: "Если ребенок все-таки сильно капризничает и не хочет идти в первый класс, можно познакомить его со школой заранее. Во многих школах сейчас есть такая практика - детей приводят в класс, знакомят с помещением, с преподавателями, с которыми ему предстоит работать. Также существует программа дошкольной подготовки, причем это скорее направлено не на получение знаний, а на привыкание к школе, к учебному процессу, к новым условиям", - объяснила Галина Горбатенко.

Кроме того, программа в начальной школе сейчас во многом построена на принципе игры. У детей яркие разноцветные школьные принадлежности, которые приятно и интересно вертеть в руках, многие классы украшены разнообразными картинками, во многих, как в детском саду, есть игрушки. Все это делает школу похожей на детский сад, а значит, помогает ребенку адаптироваться к незнакомой среде.

Если ребенок по каким-то причинам не ходил в детский сад, ему будет немного сложнее привыкнуть к школе. Тем не менее, ничего экстраординарного в этой ситуации нет: "Если ребенок не ходил в детский сад, он все равно не сидел в изоляции. Как правило, такие дети ходят в различные кружки, секции, где их тоже учат что-то делать и общаться друг с другом. Тогда нужно ребенку объяснить, что те же занятия, или немного другие теперь у него будут в школе, регулярно.

Если дети по кружкам не ходили, значит, они получали возможность общения на улице. Если ребенок из многодетной семьи, тогда тем более проблем не возникнет, он уже умеет контактировать с другими детьми", - комментирует психолог.

Дети, которые по каким-то причинам, например, по медицинским показаниям, не ходят в начальные классы, встречаются с трудностями, когда им приходится начинать посещать среднюю школу. Поскольку они уже достаточно взрослые (9-10 лет), они осознают, что у них нет того опыта совместного общения, который уже приобрели дети к пятому классу. В таком случае стоит все-таки несколько раз в неделю приводить ребенка на уроки.

Галина Горбатенко рассказала NewsInfo о случае из своей врачебной практики: "У меня сейчас есть мальчик, он идет в пятый класс. По медицинским показаниям курс начальной школы он проходил дома, но, сначала один раз в неделю, потом два он посещал занятия в школе выборочно. Сейчас он знаком со всей параллелью, потому что он ходил не в какой-то определенный класс, а в разные классы. Так что теперь, даже если классы расформируют, он знаком со всеми детьми и ему не будет тяжело с ними сходиться".

"Школа вообще пластична, - считает психолог, - можно найти подходящую форму обучения, если ребенок все-таки отказывается от занятий, его можно постепенно приучать к ним. Встречать-провожать обязательно, может быть раньше, забирать, устраивать выходной по середине недели".

Дарья Черкудинова

// "NewsInfo" www.newsinfo.ru



Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100