Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

"К сожалению, многие детсады превратились в маленькие школы"

22 Августа 2005 9:00

Мария ЦАПЕНКО, заместитель начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы:
«К сожалению, многие детсады превратились в маленькие школы»

Мы продолжаем серию интервью с ведущими экспертами по вопросам, которые Министерство образования и науки вынесло на обсуждение учительской общественности на традиционных августовских педсоветах.

– Несколько месяцев назад в Психологическом институте РАО обсуждали предшкольное образование. Некоторые эксперты высказались крайне категорично: мол, проблема эта надуманная. Как вы относитесь к таким суждениям?
– Я часто встречаюсь с коллегами из регионов. Они рассказывают о том, как остро стоит у них проблема дошкольного образования, особенно в сельской местности, где детских садов катастрофически не хватает или их нет вообще.
Специалисты в каждом регионе должны посчитать, сколько детей от пяти до семи лет охвачены системой дошкольного образования, и решить, где удобнее ее организовывать – в детских садах или на базе школ. Например, у нас в Москве в общеобразовательных учреждениях разных типов занимаются лишь 6,8% детей старшего дошкольного возраста. Остальные ходят в детские сады. Дело в том, что в столице – демографический скачок, число первых классов увеличивается год от года, и в школах зачастую не хватает места для занятий с дошкольниками. При этом в столице ежегодно открывается 20–25 детских садов.
В регионах, где нет средств, чтобы строить новые садики или содержать уже имеющиеся, целесообразнее организовывать дошкольные группы в школах, выделив этаж или блок, создав необходимые условия. Это экономичнее, чем содержать целое здание.
– Как известно, Госдума так и не обеспечила учебно-воспитательным комплексам должного правового статуса. Как же тогда организовать детский сад или группу для дошкольников на базе школы?
– Согласно новому Типовому положению (Постановление Правительства РФ от 19.03. 2001 г. № 196), любая школа, независимо от своего статуса, вправе реализовывать программы дошкольного и дополнительного специального образования. Все наши УВК трансформировались в центры образования, начальные школы – детские сады и т.д.
– Сегодня дошкольным образованием охвачены 90% мос-
ковских детей. Впечатляющий показатель, особенно на фоне общероссийского – 50%. Как удалось добиться таких результатов?
– Все 1822 детских сада столицы – государственные, ни одного муниципального нет. Все затраты несет городской бюджет, благодаря чему система дошкольного образования в столице сохранилась и активно развивается. Несмотря на то что уровень жизни в Москве – самый высокий в стране, ежемесячная плата за детские сады составляет всего 150 рублей. При этом 34% родителей не платят совсем или имеют льготы по оплате.
Единая политика в области образования позволяет добиться хороших результатов. Три года назад Департамент образования поставил задачу обеспечить всех желающих с пяти до семи лет дошкольным образованием. В 2002/03 учебном году старших групп у нас было 2812, а подготовительных – 2589. В прошлом учебном году их число возросло соответственно до 3030 и 2877.
Большим спросом пользуются и группы кратковременного пребывания детей, которые работают по 3–5 часов. Там предусмотрено одноразовое питание, прогулка, игра, занятия, консультирование родителей.
24% дошкольников посещают специализированные группы в детских садах (для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, ЗПР т.д.).
Содержание таких групп обходится бюджету в несколько раз дороже обычных, но правительство Москвы идет на такие затраты, чтобы помочь ребенку в раннем возрасте избавиться от тех или иных проблем. После окончания специальных детских садов и групп дети успешно учатся в школе. Это и есть выравнивание стартовых возможностей в предшкольном возрасте.
– И все-таки каждый десятый ребенок, проживающий в Москве, не охвачен, как теперь принято говорить, дошкольным образованием…
– В основном это дети, которые традиционно воспитываются в семье. Это выбор родителей, и мы его уважаем. А для того чтобы помочь им справиться с трудностями воспитания детей, с этого учебного года в детских садах мы открываем консультационные пункты, где папы и мамы смогут получить бесплатную помощь психологов, воспитателей, других специалистов.
Еще есть больные дети, которые не могут посещать сады по состоянию здоровья. Для них мы начали создавать лекотеки и центры игровой поддержки – структурные подразделения в детских садах. Их штаты укомплектованы специалистами, при необходимости выезжающими на дом к таким детям и консультирующими родителей. Мы будем стараться, чтобы все дети получали дошкольное образование.
И все-таки нельзя сводить проблему предшкольного образования к обеспечению местами. Дело не только в количестве, но и в качестве. В этом контексте создание новой программы или концепции предшкольного образования, которая, по предварительным прогнозам, предусматривает проведение только учебных занятий, – абсурд с точки зрения возрастной периодизации личности.
Не секрет, что многие детские сады в стране и в Москве превратились в маленькие школы, где детей учат писать, читать, считать – иными словами, механически транслируют школьные методы в работе с дошкольниками. Однако думать, что посещение учебных занятий – это и есть подготовка к школе, – глубокое заблуждение.
Речь надо вести о подготовке к школе не с точки зрения образования, а с точки зрения психологической.
То есть ребенок должен занять позицию школьника – уметь слушать учителя, подчиняя себя неким правилам поведения в классе. Если такие навыки не будут сформированы в дошкольном возрасте, он может весь урок просидеть под партой.
Все основополагающие способности детей – внимание, воображение, организованность и дисциплина, умение распознавать буквы и цифры – формируются в сюжетно-ролевой игре. И ведущий вид деятельности в детском саду не учеба, а игра.
Многие воспитатели сегодня разучились играть: в учебных планах вузов и колледжей игре уделяется мало внимания, основной акцент делается опять же на учебные занятия. И в этом направлении нам предстоит очень многое поменять. Мы ведем большую методическую работу в детских садах, и она дает хорошие результаты.
– Почему педагогическая общественность так единодушно приняла в штыки министерскую идею о введении предшкольного образования?
– Потому что речь поначалу шла о создании неких “учреждений предшкольного образования”, об “учителях предшкольного образования”, о программах подготовки таких специалистов, о создании специального учебно-методического комплекта. Слава богу, Министерство образования и науки сейчас ведет речь только об организации дошкольного воспитания в разных формах (в детских садах, школах и т.д.).
Еще одна причина, по которой встревожились работники сферы дошкольного образования, состоит в том, что они прекрасно понимают: подготовка ребенка к школе, к будущей жизни начинается не с пяти лет, а гораздо раньше.
Подводя итоги, можно сказать, что простым введением пред-
школьного образования проблемы не решишь. Ценен весь дошкольный возраст, а не только предшкольный этап.

Беседовала
Ольга ДАШКОВСКАЯ

// ИД "Первое сентября" www.ps.1september.ru



Все "СМИ об образовании"
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100