Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сергей Агапцов: Реформирование системы образования - задача долгосрочная. Ожидать быстрых результатов - это иллюзия

15 Ноября 2012 0:00

Сергей Агапцов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации:
 
- За последние три года Счётной палатой проведено, в том числе и по вашим обращениям, 80 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в сфере образования и науки. Все материалы находятся в открытом доступе, размещены на сайте палаты и в бюллетенях.
 
По результатам контрольных мероприятий установлены факты нецелевого использования на общую сумму 386  миллионов рублей и неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 6,8 миллиона рублей. Безусловно, за последние годы многое сделано как в области прироста средств федерального бюджета на образование и науку, увеличение финансирования отдельных целевых программ, так и в решении конкретных вопросов в этой сфере, министр более детально доложил о них.
 
Реформирование системы образования - задача долгосрочная. Ожидать быстрых результатов - это иллюзия. И всё же, как общеизвестно, Счётная палата - это не наградной отдел ЦК КПСС. Поэтому хотелось бы остановиться на основных проблемах, недостатках и рисках, выявленных в ходе проверок.
 
По высшему образованию. До настоящего времени подготовка специалистов в вузах не приведена в соответствие с потребностями рынка труда. На фоне расширения в вузах непрофильных специальностей наблюдается острый дефицит в подготовке инженерных кадров.
 
Бесконтрольное увеличение в государственных вузах контингента студентов, обучающихся на платной основе и расширение сети негосударственных вузов привели к снижению качества образовательных услуг. Этому также способствуют низкие баллы ЕГЭ при поступлении в ряд вузов, а также разбалансировка показателей ЕГЭ и оценок по профильным дисциплинам в аттестатах о среднем образовании.
 
В вузах наблюдается уменьшение доли наиболее опытных и трудоспособных преподавателей в возрасте от 40 до 60 лет. Заработная плата административно-управленческого персонала вузов и преподавателей значительно дифференцирована, иногда в десятки раз и, как правило, в пользу руководства образовательных учреждений.
 
Нарушаются нормы расходования бюджетных средств, выделенных на стипендиальное обеспечение и социальную поддержку студентов по срокам, объёмам и формам выплаты.
 
В условиях необеспеченности студентов местами в общежитиях, допускается предоставление мест сторонним лицам на длительные сроки и использование общежития в качестве гостиниц. Рядом образовательных и научных организаций закреплённое за ними федеральное имущество используется неэффективно, часть зданий и помещений не используется, некоторые объекты не поставлены на баланс и, наоборот, снесённые здания продолжаются числиться на балансе учреждений.
 
Не оформлены права Российской Федерации и права оперативного управления в отношении этого имущества, а также права постоянного бессрочного пользования земельными участками. При сдаче федерального имущества в аренду также допускаются многочисленные нарушения.
 
Установлены нормы нарушения законодательства при заключении и исполнении инвестиционных контрактов в части закрепления за Российской Федерацией прав в отношении инвестиционных объектов. Научными исследованиями и разработками занимаются лишь три четверти российских вузов. В то же время в соответствии с российским законодательством, все виды вузов обязаны этим заниматься.
 
В результате проверки распоряжения вузами правами на результаты интеллектуальной деятельности, было установлено, что патенты Российской Федерации, оформленные вузами на балансе высших учебных заведений в качестве нематериальных активов, как правило, не отражены. Присутствующим здесь известно, что в Российской Федерации основной объём финансирования научных исследований приходится на государственный сектор науки.
 
Одним из эффективных инструментов привлечения в науку внебюджетного финансирования и повышения востребованности научных результатов реальным сектором экономики является частно-государственное партнёрство.
 
Как показали результаты зкспертно-аналитического мероприятия в рамках реализации проектов модернизации производства и внедрения инноваций с применением механизмов частно-государственного партнёрства, следует принять действенные меры по содействию патентованию, коммерциализации научных разработок, стимулированию самих разработчиков, а также разработать и принять единую концепцию развития в Российской Федерации частно-государственного партнёрства в научной инновационной сфере,
 
Отсутствие механизма координации научных исследований, выполняя их в академическом, вузовском, отраслевом секторах науки, приводит к дублированию научных работ, препятствует консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства для реализации крупных научно-технических проектов.
 
Большое внимание Счётная палата уделяет вопросам функционирования и развития системы общего образования. В текущем году завершён аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности.
 
Мы исследовали период за 2005-2010 годы. Впервые был проведён комплексный анализ. Проведённый аудит показал, что основная цель государственной политики в сфере общего образования, а именно: обеспечение доступности качественного бесплатного образования на момент проверки не достигнута. В ряде субъектов Российской Федерации из-за недостаточных объёмов финансирования практически все средства субвенций, выделяемых из региональных бюджетов, направлялись на оплату труда. Фактически повсеместно к оплате обучения привлекались средства из семей учеников, что противоречит конституционным положениям о бесплатном образовании.
 
В проверяемом периоде каждая пятая школа требовала капитального ремонта. Более четверти всех школ, а на селе 39 процентов не располагали всеми видами благоустройства. Уменьшилось количество школ, имеющих библиотеки. Тяжёлая ситуация с физкультурными залами. 4 процента всех школ осуществляли учебный процесс в отсутствии лицензии. В отчёте приводятся конкретные факты. За неимением времени я не буду на этом останавливаться.
 
Начиная с 2011 года, в результате принимаемых мер наметилось серьёзное улучшение ситуации, о чём говорил министр, и особенно это связано с реализацией проекта модернизации региональных систем общего образования. Данный проект, безусловно, беспрецедентен и по важности задач, поставленных в рамках проекта, и по масштабам его реализации, и по объёмам финансирования. Отрадно отметить, что наряду с материально-технической базой поставлены амбициозные задачи по повышению заработной платы учителей.
 
Счётная палата России приступила к контролю реализации этого проекта фактически с первых дней его выполнения. Проводимая контрольная работа показала следующее: несмотря на существенные объёмы субсидирования регионов из средств федерального бюджета, реализация проекта не позволяет пока решить в полной мере все накопившиеся проблемы региональных систем общего образования в регионах и особенно в дотационных; выявлены многочисленные факты нарушения законодательства и неэффективного расходования бюджетных средств при осуществлении закупок товаров и услуг. В части уровня среднемесячной заработной платы учителей следует отметить существенную дифференциацию значения этого показателя в разрезе отдельных регионов, муниципальных образований и общеобразовательных учреждений. Настораживает наметившаяся в последние месяцы отрицательная динамика роста средней заработной платы по ряду регионов.
 
Следует также отметить наличие рисков снижения уровня заработной платы учителей после завершения проекта. Показатели по уровню заработной платы учителей, а также механизмы реализации этих норм, контроля и ответственности  за соблюдением...  нормативно-правовыми документами до сегодняшнего дня не установлены. Собственных средств у регионов для замещения федеральных субсидий по окончании проекта недостаточно. Наши проверки в этом убеждают нас.
 
Счётная палата поддерживает позицию министерства о том, что в связи с принятием указов Президента России потребуются дополнительные ассигнования из соответствующих бюджетов на достижение заявленных целей.
 
И в заключение. Уважаемые депутаты, хотелось бы выразить большую признательность вам за то, что обозначенные проблемы активно обсуждались и, я думаю, найдут своё решение по итогам проведённых Комитетом Государственной Думы по образованию парламентских слушаний "Законодательное обеспечение и реализация государственной образовательной политики", проведённых в ноябре сего года.
 
А теперь, над чем работаем. Кратко буквально. В текущем году завершаем проверку эффективного использования собственности в сфере дошкольного образования и воспитания, и, в первую очередь, это относится к таким объектам, как детские сады.
 
Кроме того, приступаем к проведению аудита эффективности использования федеральной собственности и имущества государственными Академией наук и подведомственными им организациями. Будем продолжать осуществлять контроль за реализацией проекта модернизации региональных систем общего образования, за развитием и реформированием сети высших учебных заведений, в том числе и федеральных университетов.
 
Вопросы эффективности расходования бюджетных средств планируем анализировать через призму развития человеческого потенциала, памятуя о том, что в условиях проводимых реформ необходимо помнить о приоритетности воспитательной роли образования.
 



Все "СМИ об образовании"
Россия
Комментарии
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100