Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Олег Смолин: В России, в отличие от других стран, чем крупнее вуз, тем лучше качество образования, а потому, как сказал Медведев, Карфаген должен быть разрушен, – часть вузов должна быть присоединена к другим, и в конечном счете закрыта

13 Ноября 2012 0:00

Олег Смолин, зампредседателя Комитета по образованию и науки Госдумы РФ: «На заседании открытого правительства 25 июля текущего года состоялась напряженная дискуссия между Дмитрием Медведевым и Олегом Смолиным. По многим позициям премьер согласился со мной, депутатом от оппозиции. Но по одной не согласился решительно. Он заявил, цитирую близко к тексту: в России, в отличие от других стран, чем крупнее вуз, тем лучше качество образования, а потому, как сказал Медведев, Карфаген должен быть разрушен, – часть вузов должна быть присоединена к другим, и в конечном счете закрыта.
И вот мы видим результаты мониторинга, проведенного министерством образования и науки по методике Высшей школы экономики. Результаты удивляют трижды.
Во-первых, мониторинг удивил своими критериями оценки эффективности вузов. Их было пять.
Первый критерий: средний балл ЕГЭ поступающих в вузы. Сразу говорил авторам этой идеи, что мы ставим под удар вузы педагогические, инженерные, сельскохозяйственные и некоторые другие, совсем не лишние для страны. Не потому, что они плохо работают, а потому, что государство безобразно платит учителю, инженеру, агроному.
Таким образом, эти вузы хотят наказать дважды: за то, что государство не платит их выпускникам, а второй раз за то, что они тем не менее готовят самых необходимых для страны специалистов.
Второй критерий: количество иностранных студентов.
Не понимаю, почему в России работу вузов нужно оценивать по количеству иностранных студентов? Единственное объяснение – заработанные деньги. Но подчеркиваю – российские вузы должны обеспечивать качество российского образования, а не зарубежного.
Третий критерий – количество квадратных метров на студента. То есть, чем менее эффективно использует вуз свои площади, тем он лучше. Согласно этой логике, самыми лучшими становятся вузы, которые выгнали большую часть студентов, высвободив «эффективные» квадратные метры.
Четвертый критерий это наука. Но не количество и тем более не качество научных работ, а объем привлеченных денег. Совершенно понятно, что в этом смысле гуманитарные вузы поставлены в неравные условия с другими, прежде всего с экономическими и юридическими.
Пятый критерий – внебюджетные доходы вуза.
Как видим, большая часть критериев ориентирована на коммерческий успех, а вовсе не на качество образования.
Во-вторых, о специфическом характере рейтинга-мониторинга.
Треть вузов, которые предлагается ликвидировать, «оптимизировать», реорганизовать, помимо педагогических, инженерных, сельскохозяйственных, – это вузы культуры и вузы, которые обучают людей с инвалидностью.
Третье, что удивляет в мониторинге, – явный политический подход. Среди вузов, признанных неэффективными, числится по крайней мере два, которые считаются политически нелояльными. Это Российский государственный торгово-экономический университет. Его ректор Сергей Бабурин не раз критиковал современную образовательную политику. Второй, с противоположной бабуринской точки зрения, – Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Руководит им ректор, вполне лояльный к власти. Но когда-то РГГУ финансировался в том числе и Ходорковским, а теперь почему-то считается, что не то ему симпатизирует внесистемная оппозиция, не то он симпатизирует этой внесистемной оппозиции. Хотя не так давно этот вуз оценивался как один из ведущих в российской гуманитаристике».
 
«Советская Россия»
 



Все "СМИ об образовании"
Россия
Комментарии
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100