Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Экспертный доклад НИУ ВШЭ об Основных направлениях бюджетной политики на 2013-2015 гг.

04 Августа 2012 0:00

В подготовке доклада принимали участие Н.В. Акиндинова (руководитель), Г.В.Андрущак, М.Я.Блинкин, Я.И.Кузьминов, Н.В.Лисин, И.М.Шейман, С.В.Шишкин, Л.И.Якобсон.

…Выпадение нефтегазовых поступлений в сценарии экспертов отчасти компенсировалось расширением доходной базы региональных бюджетов (за счет акцизов, налогов на имущество, роста собираемости основных налогов), что соответствует общей направленности Стратегии 2020 на расширение полномочий и самостоятельности регионов. Нужно сказать и о том, что используемый в расчетах ОНБП курс рубля к доллару (29,7 руб. в 2013 г. и 31,5 руб. в 2015 году), уже не соответствует реально складывающейся тенденции. Трудно предположить, что в условиях заложенного в прогноз снижения цен на нефть по сравнению с текущими уровнями рубль начнет укрепляться, скорее наоборот. А более слабый рубль позволит бюджету получить дополнительные нефтегазовые доходы. Таким образом, прогноз доходов бюджетной системы, заложенный в ОНБП, выглядит чрезмерно пессимистическим для выбранного макросценария.

…На фоне увеличения оборонных расходов ОНБП предусматривают гораздо более умеренную динамику расходов по направлениям, связанным с развитием человеческого капитала. Объем расходов бюджетной системы на образование сокращается с 4,1% ВВП в 2011 г. до 3,9% ВВП в 2015 году2. Незначительный рост их доли в расходах бюджетной системы обеспечивается лишь за счет сокращения суммарного объема расходов относительно ВВП. При номинальном сокращении расходов на образование из федерального бюджета, обязанность финансирования дополнительных расходов, связанных с обеспечением «эффективного контракта» с работниками сферы образования, в основном ложится на региональные бюджеты, притом что, как сказано выше, ОНБП не предусматривает для них никаких дополнительных источников доходов.

…Согласно оценкам экспертов Стратегии 2020, умеренное увеличение доли в ВВП расходов на образование и здравоохранение является необходимым для осуществления структурных реформ в этих сферах, предполагающих переход на «эффективный контракт» одновременно с повышением доступности и качества услуг. Недостаток средств к 2015 году в образовании достигает 0,4% ВВП в год, в здравоохранении – 0,6%.

…Еще одной задачей ставится повышение уровня оплаты труда в социальной сфере и переход к «эффективному» контракту. Отмечается, что подготовка мероприятий по повышению оплаты труда (дорожная карта) будет учитывать определение объема государственных (муниципальных) гарантий, основанных на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг и учитывающих повышение производительности труда. Производительность труда при этом должна быть также увязана с качеством, а не с простым увеличением нагрузки. Так как «механическое» увеличение объема выполняемой работы может негативным образом сказаться на её качестве.

…Общий объем расходов на образование в консолидированном бюджете увеличится в 2012-2015 годах на 28,7% с 2 453,4 до 3 156,5 млрд. рублей. Соответствующий рост вызван:–
– поэтапным повышением зарплат педагогических работников образовательных учреждений (Указ Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07 мая 2012 года);
– ростом численности обучающихся на программах дошкольного, общего и дополнительного образования под воздействием демографического фактора, а также мероприятий по ликвидации очередей и обеспечения доступности дошкольного образования, повышения охвата детей программами дополнительного образования (Указ Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной социальной политики» от 07 мая 2012). Между тем, предусмотренные средства предполагают сокращение расходов консолидированного бюджета на образование по отношению к ВВП на 0,2 процентных пункта с 4,1% до 3,9%.

…Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы несмотря на заявляемый приоритетный характер обеспечения обязательств в сфере образования предполагают сокращение соответствующих федеральных расходов. Причем, не только в относительном, но и в абсолютном выражении. В частности, к 2015 году по сравнению с 2012 годом расходы на образование сократятся в номинальном выражении с 614,8 до 773,0 млрд. рублей, то есть почти на 7%. При этом в реальном выражении сокращение расходов на образование составит 19,8%. По отношению к ВВП, федеральные расходы на образование сократятся с 1,0% до 0,7%.

…Под вопросом остается обеспечение условий для перехода к новым стандартам среднего (полного) общего образования. По нашей оценке «дефицит» средств региональных бюджетов на образование с учетом задач по модернизации образования в рамках проекта Государственной программы «Развитие образование» к 2015 году
составит около 350 млрд. рублей (чуть более 10% от общего объема расходов на
образование), т.е. около 4 млрд. рублей в расчете на регион.

С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь: http://www.hse.ru/data/2012/07/28/1258200197/onbp2013-2015.pdf 



Все "ИнтерВести"
Россия
Финансирование, Политика образования, Общество и образование, Аналитика и экспертиза, Общее образование
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100