|
 |
Экспертный доклад НИУ ВШЭ об Основных направлениях бюджетной политики на
2013-2015 гг.
04 Августа 2012 0:00
В подготовке доклада принимали участие Н.В. Акиндинова (руководитель), Г.В.Андрущак, М.Я.Блинкин, Я.И.Кузьминов, Н.В.Лисин,
И.М.Шейман, С.В.Шишкин, Л.И.Якобсон.
…Выпадение нефтегазовых поступлений в сценарии экспертов отчасти компенсировалось расширением доходной базы региональных
бюджетов (за счет акцизов, налогов на имущество, роста собираемости основных налогов), что соответствует общей направленности
Стратегии 2020 на расширение полномочий и самостоятельности регионов. Нужно сказать и о том, что используемый в расчетах ОНБП
курс рубля к доллару (29,7 руб. в 2013 г. и 31,5 руб. в 2015 году), уже не соответствует реально складывающейся тенденции.
Трудно предположить, что в условиях заложенного в прогноз снижения цен на нефть по сравнению с текущими уровнями рубль начнет
укрепляться, скорее наоборот. А более слабый рубль позволит бюджету получить дополнительные нефтегазовые доходы. Таким образом,
прогноз доходов бюджетной системы, заложенный в ОНБП, выглядит чрезмерно пессимистическим для выбранного макросценария.
…На фоне увеличения оборонных расходов ОНБП предусматривают гораздо более умеренную динамику расходов по направлениям,
связанным с развитием человеческого капитала. Объем расходов бюджетной системы на образование сокращается с 4,1% ВВП в 2011
г. до 3,9% ВВП в 2015 году2. Незначительный рост их доли в расходах бюджетной системы обеспечивается лишь за счет сокращения
суммарного объема расходов относительно ВВП. При номинальном сокращении расходов на образование из федерального бюджета, обязанность
финансирования дополнительных расходов, связанных с обеспечением «эффективного контракта» с работниками сферы
образования, в основном ложится на региональные бюджеты, притом что, как сказано выше, ОНБП не предусматривает для них никаких
дополнительных источников доходов.
…Согласно оценкам экспертов Стратегии 2020, умеренное увеличение доли в ВВП расходов на образование и здравоохранение
является необходимым для осуществления структурных реформ в этих сферах, предполагающих переход на «эффективный контракт»
одновременно с повышением доступности и качества услуг. Недостаток средств к 2015 году в образовании достигает 0,4% ВВП в
год, в здравоохранении – 0,6%.
…Еще одной задачей ставится повышение уровня оплаты труда в социальной сфере и переход к «эффективному»
контракту. Отмечается, что подготовка мероприятий по повышению оплаты труда (дорожная карта) будет учитывать определение объема
государственных (муниципальных) гарантий, основанных на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг и учитывающих
повышение производительности труда. Производительность труда при этом должна быть также увязана с качеством, а не с простым
увеличением нагрузки. Так как «механическое» увеличение объема выполняемой работы может негативным образом сказаться
на её качестве.
…Общий объем расходов на образование в консолидированном бюджете увеличится в 2012-2015 годах на 28,7% с 2 453,4
до 3 156,5 млрд. рублей. Соответствующий рост вызван:–
– поэтапным повышением зарплат педагогических работников образовательных учреждений (Указ Президента Российской Федерации
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07 мая 2012 года);
– ростом численности обучающихся на программах дошкольного, общего и дополнительного образования под воздействием демографического
фактора, а также мероприятий по ликвидации очередей и обеспечения доступности дошкольного образования, повышения охвата детей
программами дополнительного образования (Указ Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной
социальной политики» от 07 мая 2012). Между тем, предусмотренные средства предполагают сокращение расходов консолидированного
бюджета на образование по отношению к ВВП на 0,2 процентных пункта с 4,1% до 3,9%.
…Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы несмотря на заявляемый приоритетный характер обеспечения
обязательств в сфере образования предполагают сокращение соответствующих федеральных расходов. Причем, не только в относительном,
но и в абсолютном выражении. В частности, к 2015 году по сравнению с 2012 годом расходы на образование сократятся в номинальном
выражении с 614,8 до 773,0 млрд. рублей, то есть почти на 7%. При этом в реальном выражении сокращение расходов на образование
составит 19,8%. По отношению к ВВП, федеральные расходы на образование сократятся с 1,0% до 0,7%.
…Под вопросом остается обеспечение условий для перехода к новым стандартам среднего (полного) общего образования.
По нашей оценке «дефицит» средств региональных бюджетов на образование с учетом задач по модернизации образования
в рамках проекта Государственной программы «Развитие образование» к 2015 году
составит около 350 млрд. рублей (чуть более 10% от общего объема расходов на
образование), т.е. около 4 млрд. рублей в расчете на регион.
С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь: http://www.hse.ru/data/2012/07/28/1258200197/onbp2013-2015.pdf
Все "ИнтерВести"
Россия Финансирование, Политика образования, Общество и образование, Аналитика и экспертиза, Общее образованиесистема комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |