
|
 |
Учитель должен делать каждый урок интересным
18 Августа 2010 0:00
Школьное образование должно быть контекстным – так ребенок учится воспринимать
жизнь цельно. Какой педагог может этому научить – об этом в интервью РИА Новости рассуждает директор Центра образования
№686 «Класс-Центр», заслуженный учитель России Сергей Казарновский.
- Сергей Зиновьевич, в вашем Центре уже давно практикуется контекстное обучение. Чем отличается способ проведения
занятий по такой технологии?
- Контекстное обучение не является чем-то кардинально новым. Главное – показать ребенку, что в человеческой культуре
все взаимосвязано. Допустим, урок истории, понятие катастрофы в античности: извержение вулкана Этна – экологическая
катастрофа, развал первой афинской республики – социально-политическая и так далее. А в древнегреческой трагедии катастрофой
назывался поворот хора на 180 градусов, сопровождавшийся криком и шумом – это определенный поворот в жизни.
Или урок химии: композитные материалы (растворы и смеси). Композицией занимаются художники – сопоставляя разные части
и их соотношение в пространстве, музыканты – сопоставляя разные звуки, режиссеры – в театре (это называется построением
мизансцены). А на химии при смешивании одного, другого, третьего получается новое качество и новые свойства – та же
композиторская работа. Объясняя все это, учитель вводит учащихся в контекст конкретной проблемы.
- Какая подготовка нужна педагогу, чтобы так «объемно» вести урок?
- Педагог должен знать, что изучают дети на других предметах, что происходит во времени – и уметь найти связи между
своей темой и другими областями жизни. Обучение должно быть осмысленным – это важно для мотивации школьников. Некоторые
говорят: «Мы что, клоуны?» – да, вы должны быть интересными.
У нас действует система совместных уроков, семинары для учителей – их проводят специалисты из РГГУ, МГУ, обладающие
знаниями в области культурологии, социологии, пониманием школы изнутри. Каждый предметник должен провести хотя бы один совместный
урок в год; они записываются на видео и анализируются.
К сожалению, педагогика – одна из самых консервативных профессий. Учителя, привыкшие работать по одной методике, тяжело
переходят к другой.
- Как вы определяете, сможет ли педагог использовать в своей работе контекстные технологии, сумеет ли он вписаться
в вашу систему?
- Школа – очень семейное дело: многие взаимоотношения прописаны неформально, и они либо устраивают людей, либо не устраивают.
Сначала с учителем встречается психолог, затем – я, другие специалисты, и мы смотрим, насколько тот мобилен, подвижен,
насколько широк круг его образования.
Во Франции каждый год проходит «Выставка образования Европы», где посетители могут проконсультироваться со специалистами
по профориентации. Однажды я присутствовал при разговоре с мальчиком: его спрашивали, какие предметы он изучает в школе, сколько
времени тратит на подготовку к ним и чем думает заниматься во взрослой жизни. Он ответил: «Буду педагогом начальных
классов либо психологом». Но ему возразили: нет, педагог должен знать и искусство, и культуру, и спорт, и многое другое.
А у нас учителя начальной школы только недавно стали получать высшее образование, и до сих пор те, у кого его нет, учатся
заочно, на 90% формально – скажу как свидетель этого дела.
С другой стороны, я тоже изначально получал не педагогическое, а инженерное образование – первые 8 лет работал на заводах
стройматериалов, потом занимался режиссурой. Поэтому я хорошо понимаю сейчас, что за люди должны прийти. В очередь они не
выстраиваются, и поэтому очень важно готовить их, учить, как можно разговаривать с детьми.
- Требуется ли педагогу, работающему по такой методике, музыкальное или художественное образование?
- Каждому человеку необходимо иметь хотя бы какие-то знания в области культуры. Дмитрий Кабалевский, известный советский композитор
и педагог, в свое время много писал о роли музыкально-эстетического воспитания – полжизни потратил на то, чтобы очеловечить
наше образование, но затем его идеи были забыты.
Кстати, о контексте – когда я строил школу в 1992 году, она уже тогда была приспособлена для детей-инвалидов: в ней
есть пандусы, лифты, специальные туалеты. Более того, у нас работает педагог, которой тоже требуются такие условия. В этом
году прошел конкурс «Учитель года», финал в Москве, и она давала публичный урок по сценической речи, сидя в инвалидной
коляске.
Каждый год 1 июня у нас проходит праздник, где «перемешаны» все дети. Идея создания среды для людей с разными
физическими возможностями – это тоже «контекст»: мир очень сложен, в нем живут разные люди, и надо научиться
жить с непохожими на себя.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально
для РИА Новости
Все "ИнтерВести"
Россия Образовательные технологии и методики, Качество образования, Воспитание, Общество и образование, Общее образование, Комментариисистема комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |