|
 |
Количество малокомплектных школ в Липецкой области за 3 года уменьшилось более чем в 2 раза
16 Августа 2010 0:00
В наступающем учебном году, по данным регионального управления образования и науки, в Липецкой области станет на 16 общеобразовательных
учреждений меньше.
Уже ликвидирована малокомплектная школа в селе Княжая Байгора Грязинского района. А после Нового года планируется закрыть
еще две. Где именно, власти не сообщают, ссылаясь на отсутствие приказа об их ликвидации. Но, скорее всего, не хотят нагнетать
и без того напряженную обстановку. Остальные учреждения преобразуют в филиалы более крупных школ. Согласно прогнозам управления,
не у дел остаются около четырехсот педагогов, не считая обслуживающего персонала.
Оптимизацию школьной сети и сокращение педагогических работников чиновники от образования называют вынужденной мерой.
- Процесс реструктуризации начался в 2002 году со школ, в которых полностью отсутствовали учащиеся, - не раз пояснял начальник
управления образования и науки Юрий Таран. - За последние пять лет контингент обучающихся уменьшился более чем на 13 тысяч
человек. Сложная ситуация складывалась в малокомплектных школах, в которых один педагог вел от трех до пяти предметов, а на
учителя приходилось по 1-2 ученика. Безусловно, говорить о высоком качестве образования в таких школах не приходится.
Несмотря на сокращение общеобразовательных учреждений, расходы на подготовку школ к учебному году в регионе выросли
Другая сторона медали - каждое общеобразовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом. А это значит, что
здесь обязательно должен быть директор, свои завучи… В некоторых школах доходило до того, что сотрудников было больше,
чем учеников. И как подчеркивают в управлении образования и науки, реорганизация части школ в филиалы направлена в первую
очередь на снижение избыточной массы педработников и обслуживающего персонала. Только в 2009 году общее количество сотрудников
уменьшилось на 1297. В 2010-м под сокращение попадает не так много людей, но сам процесс воспринимается столь же болезненно.
На официальный запрос "РГ", что будет с высвобождающимся персоналом, в управлении образования и науки по Липецкой
области ответили: "По предварительным данным, планируется к высвобождению 348 педагогов. 45 процентам будет предложена
работа в других образовательных учреждениях области, 47 - достигли пенсионного возраста или получают пенсию по выслуге лет,
то есть социально защищены".
Вместе с тем очевиден парадокс. С одной стороны, налицо избыток педагогических кадров, а с другой - недостаток преподавателей
определенных специальностей и современного профессионального уровня. Школы, причем как в селах, так и в городах, остро нуждаются
в преподавателях иностранных языков, информатики, химии, физики, в дефектологах. Дошкольные образовательные учреждения - в
воспитателях.
Причину, по которой образовался дефицит отдельных специалистов, называют сами педагоги. Это сравнительно низкая заработная
плата. В Москве учитель иностранного языка даже 12 разряда может заработать до 60 тысяч рублей. Это вполне объясняет, почему
кадры утекают в столицу. В Липецкой области ставка у такого же специалиста - около четырех тысяч рублей. Примерно столько
зарабатывают и молодые специалисты в детском саду, поэтому выпускники факультетов дошкольной педагогики все реже выбирают
работу по специальности.
Против закрытия школ протестовали и ученики с родителями. Дело доходило до того, что родители отказывались отпускать детей
в чужое село. Сейчас, как отмечают в управлении образования и науки, жалоб и обращений родителей по вопросам реструктуризации
стало меньше. Здесь это связывают с разъяснительной работой и тем, что крупные школы, действительно, могут предложить более
качественное образование и лучшее материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Кстати
Еще одним мотивом преобразований называлась оптимизация бюджетных расходов. Но в этом году, несмотря на сокращение общеобразовательных
учреждений, расходы на подготовку школ к учебному году выросли. Только из местных бюджетов на эти цели выделено 246 миллионов
рублей. Это в 2,2 раза больше по сравнению с прошлым годом. В управлении образования и науки рост затрат объясняют изношенностью
школьных зданий. Кроме того, для подвоза детей в школы в этом году из областного бюджета софинансирования расходов бюджетам
14 муниципальных образований выделено 15,7 миллиона рублей на приобретение 14 автобусов.
Российская газета
Все "СМИ об образовании"
Липецкая область Финансирование, Образовательные технологии и методики, Качество образования, Демография, Общество и образование, Содержание образованиясистема комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |