Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Виктор Басюк: "Год учителя даст обществу возможность пересмотреть отношение к учительскому труду"

26 Июля 2010 0:00

2010 год проходит в России как Год учителя. Министр образования Иркутской области Виктор Басюк рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь", что Год учителя подразумевает повышенный интерес со стороны властей к учительскому труду и в то же время требует высокой степени ответственность от самой системы образования.

 - Виктор Стефанович, какие особенные мероприятия пройдут в регионе в связи с Годом учителя?


 - Региональное правительство определило большой спектр мероприятий в связи с Годом учителя. Открылся этот год областным образовательным форумом, который прошел в Приангарье уже в шестой раз. В работе форума приняли участие более 1500 педагогов области и гости из других регионов РФ. Большая часть номинаций форума касалась именно учителей и их профессиональных успехов. На форуме мы говорили о тех людях, которые сегодня прославляют систему образования. Каждый из 42 муниципалитетов области представил опыт своего передового учителя.

 В рамках форума были подведены итоги смотра-конкурса "Учитель года-2010". Губернатор Дмитрий Мезенцев вручил ключи от нового автомобиля победителю конкурса учителю химии Усть-Илимского экспериментального лицея Ларисе Колывановой. Это знак признания высокого мастерства и особого отношения к своей профессии.

 Кроме того, региональный совет самоуправления, областной школьный парламент и школа актива учреждений начального образования объявили в этом году ряд акций в поддержку имиджа учителя. Так, совместно с региональным отделением партии "Единая Россия" мы организуем проект "Поздравь своего учителя". Он направлен на то, чтобы как можно больше жителей региона вспомнили о своих учителях и поздравили их.

В рамках Года учителя в июне в Иркутске прошла сибирская конференция по психологии, которая была посвящена психологическому климату в образовательных учреждениях. Участники конференции обсуждали взаимоотношения между учителями, между педагогами и учениками.

В настоящее время мы активно готовимся к шестому областному съезду учителей, на котором речь пойдет о развитии системы регионального образования, о задачах на ближайшие пять лет.

 В преддверии Дня учителя, 1 октября, запланирован прием губернатора области. Надеемся на то, что на этом приеме наши педагоги получат большое количество наград – как государственных, так и региональных, которые были определены по инициативе Дмитрия Федоровича Мезенцева.

 Завершить Год учителя мы хотим, на мой взгляд, очень важным мероприятием – чествованием педагогических династий. В Приангарье есть немало династий, которые насчитывают более 300-400 лет общего педагогического стажа. В данном случае "учитель" – это из поколения в поколения передающаяся специальность, которой охвачены все члены семьи. Убежден, что надо чаще рассказывать о таких людях, чтобы о них знали все.

 Хотелось бы сделать акцент на тот фактор, что Год учителя был объявлен не только для того, чтобы правительство РФ, Иркутской области и других регионов обратило более пристальное внимание на учителей. В первую очередь, мы надеемся, что и само общество по иному посмотрит на эту особую категорию людей, которые столь эмоционально отдают себя очень благородному делу. Кстати, в Иркутской области есть прекрасный опыт, когда люди, уже давно закончившие школу и состоявшиеся как граждане нашей страны, не забывают своих учителей, встречаются с ними, оказывают помощь. Это один из элементов участия сообщества в поддержке, понимании и самое главное - в признании труда учителя.

 Подчеркну, что областные власти очень внимательно относятся к учителям. Губернатор выступил с инициативой учредить 100 премий для лучших педагогов Иркутской области в размере 250 тыс. рублей. На эти премии могут претендовать не только учителя, но и воспитатели детских садов, учреждений профессионального образования, учреждений культуры, которые занимаются образовательной деятельностью.

 Кроме того, глава региона предлагает учредить знак "Заслуженный педагог Иркутской области". Эти предложения нашли свое отражение в проекте закона об основных наградах, который передан для принятия в Законодательное собрание области. Знаменательно, что в Год учителя мы впервые наградим лучших педагогов Приангарья этим почетным знаком – знаком признания самоотверженного труда, заслуг.

 - Насколько эффективно работает в регионе национальный проект "Образование"?

 - Первый этап нацпроекта завершен, однако его реализация продолжается. Многие инициативы нашли свое продолжение в региональных программах. За четыре года работы национального проекта 795 учителей Иркутской области получили из федерального бюджета премии по 100 тыс. рублей. В этом году 19 учителей региона получат федеральные премии в размере 200 тыс. рублей.

 Еще одно важное направление нацпроекта состоит в поддержке талантливой, одаренной молодежи. В Иркутской области в этом году предусмотрено 100 премий в размере 25 тыс. рублей.

 Нацпроект "Образование" второй год акцентирует внимание на дистанционном обучении детей-инвалидов. Иркутская область в этом деле активно участвует. На средства из федерального бюджета на базе института развития образования мы открыли дистанционную школу обучения детей-инвалидов. Сегодня идет процесс становления этой школы, закупается оборудование для тех ребят, которые, к сожалению, не могут в силу своего здоровья посещать школы. Таких детей будут учить на дому. В 2009 году по данной целевой программе обучался 61 ребенок. В этом году к ним прибавятся еще 150 детей из разных муниципалитетов региона.

 Развитие школ в рамках нацпроекта тоже дает свои результаты. В настоящее время 177 школ области получили из федерального бюджета в общей сумме 180 млн рублей. Есть учебные учреждения, которые дважды выигрывали этот грант. Финансовая поддержка, несомненно, является мощным ресурсом для развития материальной базы школ.

 Кроме того, продолжается проект информатизации образования. На сегодняшний день 100% школ региона подключены к сети Интернет. Региональный бюджет тратит на эти цели 58 млн рублей в год.

 - Виктор Стефанович, в последнее время в областном правительстве обсуждается вопрос о повышении эффективности системы образования. Какие первоочередные меры принимает ваше министерство в этом направлении?

 - Мы всю свою работу делим на несколько направлений. В первую очередь, это повышение качества образования. Родители хотят, чтобы их дети получали современное достойное образование. Поэтому наша задача – улучшать информатизацию школ, готовить педагогические кадры, модернизировать систему переподготовки, вводить новые механизмы аттестации учителей.

 Второе направление – это модернизация региональной сети. В последние годы, к сожалению, мы мало занимались этим вопросом. Между тем, требования, которые предъявляет сегодня федеральное правительство, говорят о том, что школа должна быть обновленной по содержанию. В этом плане нам предстоит большая затратная работа, требующая много времени. Самое главное, как я думаю, это то, что мы сегодня уже вошли в этот процесс, и через какое-то время будем получать результат, направленный на улучшение качества знаний ребенка.

 - Как решается вопрос с малокомплектными школами в регионе?

 - В Иркутской области насчитывается более 600 малокомплектных школ, что составляет почти 64% от общего количества. Обучается в этих школах чуть больше 20% учеников. Малокомплектные школы входят в категорию особого внимания не только потому, что там малое количество детей, но и по содержанию образования. Получается, что в таких школах почти при индивидуальном подходе к обучению мы имеем не очень хорошее качество знаний. Это связано с подготовкой учителей, работающих в сельской местности. Министерство образования региона намерено разработать систему, которая позволит повышать профессиональные знания и навыки учителей сельских школ.

 Правительство Иркутской области придерживается практики сохранения сельских школ. Мы знаем, что школа порой является стержнем существования и развития сел, и поэтому под особым контролем держим каждую закрывающуюся школу. Для закрытия школы необходим перечень определенных действий, в том числе, сход жителей села, наличие в зоне доступности школы, куда ребята будут ездить учиться. В этом году предложений о закрытии школ от муниципалитетов пока не поступало.

 Надо отметить, что школы в основном не закрываются, а реорганизуются, становясь филиалом основного учебного заведения. При этом у небольшой школы появляется возможность построить более целостное образовательное пространство, отработать механизм адаптации учеников при обучении в школе старшей ступени. Также здесь появляется возможность обмена профессиональным опытом.

 Кроме того, в сельской местности в 2010 году планируется ввести в эксплуатацию четыре новые школы.

 - Насколько остро в регионе стоит проблема с педагогическими кадрами? Так, например, ежегодно растет количество первоклашек, а учителей начальной школы в крупных городах области не хватает. Только в Иркутске в этом году 30 вакансий…

 - Действительно, это сложный вопрос. В Иркутске работают два педагогических вуза – классический педагогический университет и лингвистический университет. Кроме того, учителей выпускают восемь педагогических колледжей. Между тем, приход молодых специалистов в школы остается актуальным. Существует и другая проблема – сохранение тех сотрудников, которые все-таки пришли в школы и остаются там работать. В этом случае мы стараемся решать в первую очередь вопросы социального характера.

 Новая система оплаты труда учителей, на которую мы переходим, безусловно, даст возможность повышения зарплаты всем категориям работников. Однако особо мы хотели бы поддержать молодых педагогов, которые недавно пришли в школу. Уровень их заработной зарплаты достаточно низкий (5-7 тыс. рублей), чтобы начинать жить, обустраиваться.

 Кроме того, губернатор выступает с инициативой создания муниципальных программ по предоставлению жилья для специалистов, особенно на селе. Мы также участвуем в федеральной программе по предоставлению мест молодым педагогам, которая предусматривает выплату 500 тыс. рублей молодому педагогу в течение двух лет в качестве подъемных. Квота для Иркутской области на этот год составляет семь вакансий. В первую очередь, нам необходимы учителя иностранных языков, физики, чувствуется нехватка учителей начальных классов. Конечно, к началу учебного года вакансии закрываются, так как повышенную нагрузку берут на себя другие учителя. Отмечу, что это, к сожалению, не повышает качество образования.

 - Что предпринимают областные власти, чтобы привлечь учителей в школы? Строятся ли для них дома, общежития?

 - В Иркутске в этом году будет сдано общежитие для молодых специалистов. Мы заинтересованы в том, чтобы талантливые выпускники педагогических вузов оставались в Иркутске.

 - Виктор Стефанович, как Вы считаете, сдавать ЕГЭ необходимо для всех выпускников?

 - Единый государственный экзамен - это единственная на сегодня эффективная норма, которая может определить уровень знаний. Чтобы мы не говорили о недостатках ЕГЭ, но количество ребят из сельской местности, поступающих в вузы, увеличивается с каждым годом. Также важно, что ЕГЭ является как бы лакмусовой бумажкой – по его результатам мы видим качество работы педагогов. Средний уровень успеваемости по ЕГЭ в регионе ежегодно растет.

 - Как обстоят дела по решению проблем с растущими очередями в детских садах?

 - В Иркутской области более 16 тыс. детей трехлетнего возраста не имеют возможности посещать детсады. Чтобы решить эту проблему, совместно с муниципальными властями мы активно внедряем комплекс мер по развитию негосударственных форм. В частности, при школах отрываются детсадовские группы, реконструируются старые детсады. На реализацию программы поддержки дошкольных образовательных учреждений из областного бюджета в этом году направлено 77 млн рублей. В этом году ООО "РЖД" построит один детсад в Слюдянке, также будет реконструировано еще пять детских садов в других муниципалитетах.



Все "СМИ об образовании"
Иркутская область
Финансирование, Кадры, Материально-техническое обеспечение, Качество образования, Политика образования, Общество и образование, Содержание образования, Новая система оплаты труда, Дошкольное образование, Общее образование, Комментарии
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100