2009 год: деньги в обмен на обязательства. 2010 год: деньги в обмен на эффективность
15 Января 2010 0:00
Итоговый расклад образовательной политики 2009 года
Прогноз на 2010 год.
В колоде 4 масти, которые мы разделили на 4 группы влияния:
– ведомство – пики;
– регионы – трефы;
– экспертное сообщество – бубны;
– политики и власть – черви.
Итак, набор карт по мастям по версии «Преферанса образовательной политики»:
Основные новеллы образовательной политики 2009
Ключевыми сюжетами образовательной политики 2009 года были:
– завершение комплексного проекта модернизации системы образования в 31
регионе РФ,
– разработка и утверждение Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС),
– первый год штатного проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ),
– официальное разрешение проблемы преподавание религиозных культур в общеобразовательной
школе.
Во всех этих сюжетах, это необходимо признать как факт, ключевая роль принадлежала
тандему Медведев–Путин, президенту–премьеру.
Поэтому, с нашей точки зрения, именно этот тандем является основным институтом
образовательной политики в стране. Исключая, наверное, только сюжет с ФГОС, поскольку эта тема формально ни разу публично
ни президентом, ни премьером не обсуждалась, а в последнем послании Федеральному собранию вообще не прозвучала.
Зато в реакции православной общественности на разрешение проблемы преподавания
основ религиозных культур в школе тема стандартов довольно неожиданно оказалась связанной со структурой предложенного ведомством
курсом «Основы религиозных культур и светской этики». Но об этом позже.
Региональный комплекс модернизации
В ходе образовательной политики в 2009 году было сыграно несколько партий, где
вся колода показала себя, проявила свои слабые и сильные стороны.
Пожалуй, впервые благодаря комплексной модернизации регионы смогли заявить себя
как основная сила образовательной политики. При этом принципиально сменился набор регионов-лидеров.
Если в начале комплексного проекта модернизации и вообще приоритетного национального
проекта «Образование» в лидерах числились Москва (вне конкуренции), Самарская область, Тюменская область, а к ним
примыкали Ярославская, Чувашская, Воронежская (за счет участия в проектах Мирового банка), по инновационной части впереди
всех был Красноярский край (родина знаменитой конференции «Педагогика развития», территория возрождения развивающего
образования), то в конце проекта ситуация изменилась.
Стало очевидно, что Москва в плане модернизации образования – далеко позади
многих небогатых территорий. О подушевом нормативном финансировании в столице говорить не приходится (об этом говорили на
встрече с помощником президента А. Дворковичем сами московские директора), новая система оплаты труда не введена, общественное
управление в самом зачаточном состоянии. Москва сильна своей информационной сетью, а финансирование системы образования в
Москве несравнимо больше, чем в любом другом регионе, и поэтому, вполне возможно, что модернизация в столичном образовании
и неактуальна. Конечно, огромным объемом средств можно решить проблемы качества не хуже, чем хитроумными инструментами модернизации.
Есть такая точка зрения, и с этим приходится считаться.
И вообще сравнивать регионы по абсолютной величине – задача неблагодарная.
Для Москвы и СПБ шкала одна, для Краснодарского края, Татарстана – другая, для Тамбовской, Псковской, Амурской областей
– третья. А для Якутии, Бурятии – четвертая. Но это шкала оценки инструментов решения единой задачи – качественного
образования, независимо от места жительства. А кризис обострил еще и другую задачу – эффективность траты денег.
Аналитика реализации комплексной модернизации подсказывает, что для объективной
оценки происходящего в системе образования РФ необходимо выделять кластеры регионов и внутри этих кластеров проводить сравнительный
анализ.
Принципы формирования кластеров – задача ближайшего будущего.
Пока сравнительный анализ говорит, что лидерами стали Калининградская область
и Краснодарский край, совсем рядом – Пермский край, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия).
В Калининградской области действует единый норматив (нет ни сельского, ни городского,
ни лицеев, ни гимназий), единственный пример в РФ. При этом действует бюджетный фонд, из которого на конкурсной основе распределяются
средства под задачи, выходящие за рамки образовательного стандарта (социокультурные функции, углубленное изучение предметов,
инновационные проекты).
Краснодарский край наиболее продвинут в плане реализации новой системы оплаты
труда, формирования показателей распределения стимулирующей части, оптимизации сети – это в регионе с огромным разнообразием
и сложностью внутри сети. Финансовый норматив доводится до каждой школы, и при этом рост зарплаты – максимальный. Со
стороны региона вложено средств больше всех остальных участников КПМО, практически на каждый федеральный рубль вложено около
10 рублей региона. И в основном на рост Фонда оплаты труда и на улучшение условий обучения.
Пермский край выделяется своими инновационными решениями: здесь уже строятся учительские
дома (взамен малокомплектных школ), в г. Чусовом построена уникальная «умная» школа старшей ступени с нелинейным
расписанием индивидуальных образовательных программ.
Среди группы регионов, в которых модернизация набрала хороший ход, мы бы выделили
Белгородскую область, Республику Бурятия, Новосибирскую, Томскую область, Республику Саха (Якутия), Северную Осетию –
Аланию, Еврейскую автономную область, Алтайский край, Псковскую область.
Наши оценки весьма предварительны, все точки над «i» расставит Конкурсная
комиссия во главе с министром А. Фурсенко, заседание которой состоится в январе.
Наши выводы основаны на базе данных www.kpmo.ru, с которой может познакомиться любой и сделать свои собственные выводы. Пока
можно отметить, что одним из ключевых эффектов комплексной модернизации стала конкурентная среда в регионах КПМО, и это касается
и муниципалитетов, и школ, и учителей. Эффект довольно непривычный, многие до сих пор считают, что рыночные механизмы –
не для образования. Недавно на одной защите диссертации я услышал гневное возмущение ученого-педагога по поводу термина «образовательная
услуга». «Даже во времена ЦК КПСС нас не числили по разряду «услуга!» – возмущался ученый-педагог.
С одной стороны, было бы странно во времена КПСС оказывать населению услуги, партии
надо было оказывать, а не населению. Но с другой стороны – что плохого в служении?
Наверное, все-таки смущает экономический смысл понятия «услуга» –
не оказывает же художник «услугу» населению, рисуя картину!
Конечно, художник не оказывает услугу, но художники и не объявляют голодовку из-за
низкого финансирования живописи. И живут впроголодь, пока не станут продавать свои творения по хорошим ценам.
И не требуют установить единый федеральный базовый оклад каждому художнику, независимо
от количества и качества картин. И церковь не требует от художника обязательного отражения основ православной культуры
в каждой картине. И генералы не требуют присутствия в каждом творении солдата, запускающего «Булаву» и одновременно
преодолевающего полосу препятствий. Живут себе художники свободной жизнью, если хотят служить искусству, а не населению.
Но у учителя другая планида, он-то как раз служит. За деньги граждан, и им же
оказывает свою образовательную услугу. А распорядителем средств является государство и муниципалитет.
И надо сказать, что на сегодняшний день распоряжаются этими деньгами не самым
эффективным образом. Потому что качество образования пока еще сильно зависит от того, где живет ребенок, а уровень зарплаты
учителя почти не зависит от качества образования (качества услуги), которое получает ребенок. Более того, и уровень финансирования
системы практически не зависит от ее эффективности. Даже наоборот: чем хуже школа учит, чем больше денег на нее выделяется.
Потому что хуже всего учит школа маленькая, в отделенном углу, в очень плохих
условиях. Холодный туалет, плохо оборудованные кабинеты, плохой Интернет, если он вообще есть, учитель-многостаночник, преподающий
несколько предметов сразу. И конечно – сторож, истопник, замдиректора, еще несколько штатных единиц на 10–15 ребят.
Стандарт, церковь и школа
Несмотря на решение и проведении эксперимента с изучением курса «мировые
религии и светская этика», споры вокруг этой тематики не прекращаются. С одной стороны, многие представители общественности
выражают тревогу, что разделение детей по принципу «кто какую религию будет изучать» приведет к драматическим последствиям.
С другой стороны, представители религиозной общественности тоже не совсем довольны
тем, как все складывается. Например, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий 5 ноября 2009 года обратился с письмом к президенту
РФ Д. Медведеву, в котором, в частности, пишет:
«На основе выводов организованной Самарской епархией экспертной оценки нового
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденною приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, считаем необходимым заявить, что данный стандарт:
…
– нарушает право на свободу совести обучающихся и права их родителей (законных
представителей) (статья 28 Конституции РФ), навязывая пакетное изучение множества религий всем обучающимся, невзирая на их
выбор православной или иной конкретной религиозной культуры пли выбор нерелигиозной этики;
Церковь пытается повлиять и на выбор родителями курса, предполагаемого в «Мировых
религиях и светской этике», цитируем по сайту Интерфакс-Религия:
«Обращаясь к московскому духовенству на ежегодном епархиальном собрании в
среду, 23 декабря 2009 года, в храме Христа Спасителя, патриарх Кирилл отметил, что сегодня очень многие родители убеждены,
будто светская этика в школах – это то же самое, что основы этикета, культурного поведения человека в современном мире.
«Поэтому они и голосуют за светскую этику, не понимая, что они голосуют за
атеизм», – заявил патриарх Кирилл.
По его мнению, в обязанности каждого священника должно входить объяснение своим
прихожанам сути данного школьного предмета и важности родительского выбора.
«Тем, кто в своем выборе колеблется, пастыри должны ясно сказать: вы выбираете
будущее и направление жизненного пути вашего ребенка», – отметил предстоятель».
Да и сама православная общественность выражает недовольство структурой нового
курса:
«Педагогическая общественность города Магадана выражает несогласие
с предлагаемой программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», структура и
содержание которой полностью противоречат решению президента РФ Д.А. Медведева о поддержке изучения в школах учебных предметов
по религиозным культурам и светской этике». http://www.verav.ru/
Так что подготовка к эксперименту идет в сложных условиях. На наш взгляд, теперь
многое зависит от того, как будут подготовлены учителя, которым в апреле 2010 года придется войти в класс и разделить детей
по группам изучения той или иной части курса.
Ну и как всегда, как это было при старте эксперимента по ЕГЭ, при широкомасштабном
эксперименте по содержанию образования, остается неясным, при каких результатах эксперимент будет признан удачным, а при каких
– нет. При сохранении размытости этих условий спекуляция по завершению эксперимента гарантирована.
ЕГЭ: проигравшим – почет и уважение
После обнародования результатов работы президентской комиссии по ЕГЭ стало ясно,
что президент будет поддерживать проведение и совершенствование этой формы итоговой аттестации. Но в то же время настаивает
на дополнительных формах, учитывающих и внеучебные достижения выпускников.
«ЕГЭ как способ проверки знаний является вполне эффективным. ЕГЭ как любой
способ проверки знаний не является универсальным, но является в настоящий момент главным. Единый госэкзамен должен совершенствоваться
по мере применения его на практике. Он, конечно, должен быть направлен на то, чтобы в максимальной степени выявлять способности
человека. Из этого, я надеюсь, мы и будем исходить в дальнейшей работе», – так высказался Д. Медведев.
Почти сразу же после этого появился текст выводов комиссии С. Миронова, руководителя
Совета Федерации и лидера партии «Справедливая Россия», который показывает, что и здесь точка в дискуссии не поставлена,
оппозиция сохранила за собой возможность дальнейший действий. Об этом же свидетельствуют высказывания двух оппозиционных членов
комиссии Медведева – И. Мельникова и О. Смолина (оба – КПРФ).
Да и постоянные высказывания ректора МГУ В. Садовничего о падении уровня школьного
образования в стране (читай – «вследствие введения ЕГЭ»), показывают, что противники ЕГЭ, конечно, уважают
позицию президента, но своих усилий по отмене этой новации оставлять не будут.
Выводы: ни одна новелла образовательной политики в 2009 году не получила своего
завершающего решения. Точка возврата в модернизации не пройдена. Все – формульное финансирование, и новая система оплаты
труда, и все остальное – может вернуться на круги своя.
2010 год покажет, в каком направлении будет двигаться образование России.
Александр АДАМСКИЙ
Вести образования
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Все "ИнтерВести"
Россия Финансирование, Кадры, Материально-техническое обеспечение, Качество образования, ЕГЭ, Проектирование и управление, Наука и инновации, Национальный проект, Политика образования, Сеть «Эврика», Общество и образование, Аналитика и экспертиза, Комментарии и мнения, Стандарт общего образования, Общее образование, Колонка Александра Адамскогосистема комментирования CACKLE |