Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Александр Адамский: В итоге получился стандарт, который нельзя ни выполнить, ни нарушить. Набор идеологем о гражданской идентичности (поди проверь!) вкупе с перечислением многообразных результатов начального образования без ясных процедур их оценивания

17 Сентября 2009 0:00

Требования для стандарта

Кажется, подходит к концу эпопея с федеральными государственными стандартами, в числе которых и стандарт начального общего образования.
Опубликованный на сайте
www.mon.gov.ru очередной проект настолько отличается от того варианта, который был отправлен на доработку, что создается впечатление о ручном управлении доработкой со стороны ведомства.

Как ни хотелось министерству, чтобы авторство  стандарта принадлежало академии образования или под ее флагом другой авторской группе, теперь уже очевидно, что опытная рука ведомственного начальства взялась за руководство написания текста в прямом смысле – начала "рукой водить".

В итоге получился стандарт, который нельзя ни выполнить, ни нарушить. Набор идеологем о гражданской идентичности (поди проверь!) вкупе с перечислением многообразных результатов начального образования без ясных процедур их оценивания.

Может, это и к лучшему: нет ни фундаментального ядра – красы и гордости разработчиков, ни базисного учебного плана, который, как выяснилось, не является нормативным актом.

Есть, правда, смешные сюжеты: например, повышением квалификации учителей может заниматься только аккредитованное учреждение. То есть институты повышения квалификации в их нынешнем, аккредитованном, виде. Чей лоббизм? Кто-то явно хочет сохранить монополию вырождающейся структуры ИПК на долгие годы вперед. Как говорится, с паршивой овцы (никчемного стандарта) хоть шерсти клок.

Неясным остается сюжет с разработкой примерных образовательных программ – теперь ключевым элементом стандарта – и набором учебников под новый стандарт.

Некоторые издательства торопятся объявить, что у них уже готов набор учебников под новые (еще неутвержденные) стандарты начального общего образования. Это укладывается в общую логику истории со стандартами – кто разрабатывал, того и учебники.

Издательское лобби все сильнее влияет на образовательную политику, недавняя история со словарями одного издательства наглядно это показывает.

Впрочем, активность коммерческих структур вполне понятна и объяснима –  образование все больше становится бизнесом. Но и у бизнеса есть своя содержательная сторона.

Так, если мы хотим, чтобы результат образования (особенно в начальной школе) способствовал  развитию инновационной экономики, успешности выпускников, повышению прибыли экономических организаций, то помимо объема сведений из учебных программ надо формировать разного рода компетенции, а значит, нужен новый тип образовательных источников, текстов, информационных учебных ресурсов.

…Одной из первых образовательных программ, доступных нам для подробного изучения, был 10-летний план воспитания наследника русского престола  Александра. Этот план был составлен Василием Жуковским. Поэтом, состоявшим на должности чтеца при вдовствующей императрице. План носил название "Путешествие", был утвержден государем, и Николай предельно жестко отслеживал выполнение этой образовательной программы и не раз поправлял В. Жуковского, если замечал какие-то отклонения. 

Э. Радзинский в своей книге "Александр II: жизнь и смерть" подробно описывает сам план и содержание занятий. 13-летнего наследника учили истории, русскому языку, математике, физике, философии, геологии, законоведению, французскому, английскому, немецкому и польскому языкам, рисованию, музыке, гимнастике, плаванию, фехтованию, танцам, военным наукам, токарному делу… Причем учли не только за партой, не менее двух часов в день посвящалось прогулкам, с чтением стихов и размышлениями на разные темы.

Николай следил за образованием наследника так же пристально, как и за всем, что происходило в его империи.  Потому что ключевым стандартом его политики была знаменитая формула: "Самодержавие, Православие и Народность – вот три кита, на которых должна стоять Россия", придуманная министром просвещения Уваровым. И образование наследника подчинялось этой формуле.

… Чьих наследников мы формируем новым стандартом? 

 

Вести образования



Все "СМИ об образовании"
Россия
Политика образования, Стандарт общего образования, Общее образование, Колонка Александра Адамского
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100