|
 |
Александр Адамский: Результат образования – это не только объем выученных сведений, но и уровень социальных и других компетентностей,
а также позитивный социальный опыт ребенка. Нужно отразить это не только в образовательных стандартах, но и в положении об
итоговой аттестации, в документах об окончании школы
26 Августа 2009 0:00
Закон "Об образовании" гласит, что образование – это не только обучение, но и воспитание.
В новых образовательных стандартах воспитанию школьников также уделяется большое значение. О влиянии дополнительных занятий
в школе на формирование личности учащихся РИА Новости рассказывает ректор Института проблем образовательной политики "Эврика"
Александр Адамский.
- Александр Изотович, в последние годы много говорится, что в российских школах недостаточно
внимания уделяют воспитанию, формированию личности ребенка. В чем проблема?
- В том, что образовательная программа современной российской школы разделена строго на две
части: до обеда и после обеда. В первой половине дня проводятся обязательные уроки, во второй - факультативы, спортивные соревнования,
экскурсии, проекты, исследования. Воспитательная работа входит именно в послеобеденную часть и, видимо, оказывается не вполне
эффективной.
Более того, никакие послеобеденные занятия спортом не компенсируют ущерб, который наносится
дообеденным беспрерывным шестичасовым сидением за партой - школа безвозвратно гробит здоровье учащихся. Да и принцип дополнительности
факультативных занятий, проектной деятельности, воспитательной работы, по сути своей, неверный. Именно дополнительные занятия
часто становятся для ребенка главными. И кто сказал, что творчеством, спортом, исследованиями нужно заниматься после обеда
и обязательного сидения за партой? Это как-то связано с пищеварением?..
- Как же изменить ситуацию?
- Чтобы воспитательная работа была, действительно успешной, необходимо изменить структуру образовательной
программы, по которой работает школа. В течение дня у ребенка должны чередоваться разные занятия, чтобы сидение за партой
не оставалось главным. Уроки и внеурочная деятельность должны быть перемешаны, должна появиться возможность выбора индивидуальной
образовательной траектории. При этом внутри одной образовательной области - например, географии - могут быть "узаконены" и
уроки, и индивидуальная работа учащегося, и походы на природу как часть учебного плана, и исследовательская деятельность,
и проектная.
Некоторые коллеги считают, что такую структуру нельзя формализовать, а я уверен, что можно и
даже нужно! А максимальной нагрузкой на ребенка надо считать только урочную, то есть время, которое он проводит за партой.
При такой структуре образовательной программы воспитательная работа не сводится к проведению "классных часов", а состоит из
разнообразных, интересных и в то же время полезных занятий. Такая структура, с моей точки зрения, должна стать обязательной
для образовательной области "Духовно-нравственное воспитание", иначе это превратится в заучивание наизусть определений и текстов,
а значит, очень скоро отвратит ребят от новых предметов, связанных с изучением религиозной культуры и светской этики.
- Есть ли в России школы, которые уже сегодня готовы так работать без дополнительных административных
усилий?
- Современная российская школа - не монолит, а российское учительство, как любое другое, неоднородно.
Есть сеть инновационных школ, возникшая еще в середине 1980-х, с тех пор они активно развиваются, и там, действительно, культивируются
и проектная деятельность учащихся, и индивидуальные образовательные программы, и развивающее обучение. Такие школы есть почти
в каждом городе и регионе. И в Южно-Сахалинске (гимназия №1 имени А.С. Пушкина), и в Екатеринбурге (гимназия "Корифей"),
и в Ижевске (гимназия № 56, Гуманитарный лицей). Могу назвать еще сотни школ по всей стране, которые не просто готовы
к переходу в инновационный формат деятельности – они ждут, когда им будет предоставлена возможность сделать проектную,
творческую деятельность частью базисного учебного плана. А вот система управления образованием к этому не вполне готова.
- Что конкретно нужно сделать, чтобы все школы, которые этого захотят, имели возможность
работать по-новому?
- Во-первых, следует изменить систему расчета норматива финансирования школ. В проекте "Наша
новая школа" четко сказано о необходимости "развития инструментов финансирования воспитательной деятельности". В норматив
должны быть включены все условия для достижения современного результата образования: оплата интернет-трафика, закупка оборудования
для занятия спортом и творчеством, поездки, походы и экскурсии, а главное – оплата внеурочных видов работы учителя.
Это, в частности, индивидуальная работа с детьми, подготовка мероприятий, творческая, спортивная, трудовая деятельность. Нужна
иная методика расчета необходимых средств.
Во-вторых, нужно определить, что результат образования – это не только объем выученных
сведений, но и уровень социальных и других компетентностей, а также позитивный социальный опыт ребенка. Нужно отразить это
не только в образовательных стандартах, но и в положении об итоговой аттестации, в документах об окончании школы. Важно также
понимать, что эффективность воспитательной работы в школе во многом зависит от того, входит ли она в повседневные обязанности
самого учителя.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ)
РИА Новости
Все "СМИ об образовании"
Россия Образовательные технологии и методики, Качество образования, Политика образования, Аналитика и экспертиза, Комментарии и мнения, Стандарт общего образования, СМИ об Александре Адамском, Общее образование, Комментариисистема комментирования CACKLE |
 |
Подписка
 |