Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

25% стобалльных работ по ЕГЭ – фальшивки

24 Июля 2009 0:00

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги очередного этапа кампании единого госэкзамена (ЕГЭ). Сотрудники ведомства выборочно перепроверили работы, получившие высшую оценку — 100 баллов.

Оказалось, что в 25% случаев выпускники не заслуживали такой высокой оценки. Рособрнадзор уже направил полученные результаты перепроверки в регионы. Правда, по словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, местные власти будут сами решать, выставлять выпускникам новые оценки либо оставить прежние. Проверке подвергаются не только результаты ЕГЭ. Рособрнадзор совместно с Минобрнауки, Минздравсоцразвития и Федеральным медикобиологическим агентством будет проверять абитуриентов, поступающих в вузы в соответствии с льготами, которые закреплены в законе " Об образовании " (сегодня существует 153 категории таких льготников). У ведомств есть основания предполагать, что часть справок об инвалидности, которые предоставляют поступающие, выдана незаконно.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки выборочно перепроверила результаты сдачи единого госэкзамена (ЕГЭ) и установила, что в 25% случаев высокая оценка необоснованна. Об этом сообщила журналистам в четверг глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Кроме того, ведомство не устраивает возрастающее число инвалидов в вузах.

 

Просчитались

В ходе подведения промежуточных результатов ЕГЭ Рособрнадзор, как и обещал ранее, провел выборочную проверку стобалльных результатов. Под перерасчет попали 370 работ.

"Из проверенных работ на "отлично" тянут три четверти, остальные — нет, — заявила глава ведомства Любовь Глебова. — Результаты этой перепроверки направлены в субъекты РФ, и уже они принимают решение о том, учесть ли предыдущий результат или принять все рекомендации, которые мы им даем" .

Она пояснила, что учитывать данные перепроверки регионам не обязательно: местные власти имеют право сами решить, заново оценить результаты ЕГЭ или же оставить прежнюю оценку.

Смущает ведомство и количеством абитуриентов, поступающих в вузы на льготных условиях. Сегодня 153 категории граждан имеют право на льготы во время вступительных экзаменов. Глебова уверена: таких должно стать меньше.

"Вопрос этот очень больной. Конечно, он затронет интересы очень многих социальных слоев. Но, с моей точки зрения, рассмотрение этого вопроса неизбежно в связи с тем, что подчас количество льготников, которые подают заявления на ту или иную специальность, превышает количество бюджетных мест" , — заявила она.

Результаты этой проверки являются лишь предварительными.

Любовь Глебова отметила, что окончательные результаты кампании ЕГЭ-2009 будут подведены лишь в конце августа, когда вузы закончат прием документов.

По данным Государственного университета — Высшей школы экономики, оценку 100 баллов в этом году получили 2336 работ.

 

Копии достаточно

Рособрнадзор отмечает: нарушения есть и со стороны вузов. В общественной приемной ведомства фиксировались жалобы, когда представители учебных заведений просили абитуриентов сразу предоставить оригинал свидетельства о сдаче ЕГЭ.

"Оригинал свидетельства абитуриенты второй и третьей волны должны предоставлять в вуз лишь после того, как им сообщат о зачислении. Первые списки поступивших в высшие учебные заведения обязаны опубликовать 27 августа" , — прокомментировала Любовь Глебова.

Она также пояснила, что на местах выдача свидетельств о результатах ЕГЭ может по тем или иным причинам задерживаться ( например, если выпускник подавал апелляцию на пересмотр результатов экзамена), поэтому не все абитуриенты могут предоставить оригинал. Для того чтобы у вузов была возможность проверить правильность представленных результатов ЕГЭ, и создавалась федеральная база данных по единому государственному экзамену, благодаря которой приемные комиссии уже выявили ряд случаев предоставления неверных данных.

 

Ложь во поступление

22 июля Любовь Глебова направила письмо руководителю Федерального медико-биологического агентства ( ФМБА) Валентину Уйбе.

В нем содержится просьба перепроверить правомерность справок об инвалидности, выданных российским абитуриентам весной этого года. Такие справки являются гарантией льготного поступления в учебные заведения.

Новость не стала неожиданностью. Ранее министр образования и науки РФ рассказал корреспонденту "Газеты" , что в последнее время число инвалидов среди абитуриентов российских вузов необычно возросло. "Причем инвалидность была им дана в декабре 2008 года и заканчивается 1 сентября 2009-го, но это инвалиды льготники" , — сказал министр.

По словам Фурсенко, Минобрнауки уже собирает соответствующую информацию, чтобы ознакомить с ней главу Минздравсоцразвития РФ Татьяну Голикову и целенаправленно разобраться в данной ситуации.

Начальник управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения ФМБА Сергей Козлов рассказал корреспонденту "Газеты" , что агентство уже подготовило ответ на письмо главы Рособрнадзора. "В 39 субъектах Российской Федерации не наблюдается увеличения численности лиц, которым категория " ребенок инвалид " или группа инвалидности установлена как впервые, так и при переосвидетельствовании, — сообщил он. — При поступлении более уточненной информации мы готовы провести детальную проверку по каждому обращению" .

Козлов особо отметил, что в 2008 году Россия приняла международную Конвенцию ООН о правах инвалидов. Ее ратификация в том числе предполагает реализацию права инвалидов на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей.

 

Приемная фильтрация

Представитель МВТУ имени Н. Э. Баумана Андрей Волохов отметил, что в нынешнем году действительно много абитуриентов пришло со справками об инвалидности. "Однако ни одной подделки мы не выявили. Мы стараемся тщательно проверять все документы. Даже простые больничные листы согласно университетским правилам подлежат серьезной проверке" , — сказал он.

Эксперты в области образования разделяют инициативу Рособрнадзора. Ректор Института проблем образовательной политики " Эврика " Александр Адамский уверен, что ограничить поток льготников стоило еще раньше.

"Действительно, 153 категории — это очень много, — говорит он. — По сути, это наследство еще времен СССР. Вопрос этот стоило поднять давно. Любовь Глебова очень сильный человек, раз не побоялась этого сделать, несмотря на всю социальную подоплеку.

Лично для меня льготы по знаниям — это довольно странная вещь. Получается, что человек, исходя из каких-то своих физических или социальных особенностей, может просто меньше знать. Но ведь мы не будем спрашивать у врача, к которому попадаем на операционный стол, был ли он в институте льготником.

Нет ничего плохого в том, что государство хочет поддержать уволенного в запас военнослужащего, или ребенка сироту, или выпускника из сельской местности. Но ведь для этого есть другие механизмы. Допустим, можно оплачивать им обучение. Или же муниципальные власти могут выделять специальные пособия студентам-инвалидам в их области" .

 

Льготная сила

Порядок поступления лиц с ограниченными возможностями определяет федеральный закон "Об образовании" . Согласно документу вне конкурса принимаются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет; дети инвалиды, инвалиды первой и второй групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медикосоциальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида первой группы, если доход семьи ниже прожиточного минимума.

Граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и участники боевых действий также проходят вне очереди.

Льготами при поступлении пользуется куда большее количество людей. Эти абитуриенты сдают все вступительные испытания, однако при наборе они проходят в первую очередь. Закон дает преимущество выпускникам из сельской местности, детям военнослужащих, людям, отслужившим в армии более трех лет, тем, кто имеет какие-либо заслуги в области спорта, и многим другим.

 

Какие проблемы вскрыл ЕГЭ?

 

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академик РАН:

- Всем известно мое отношение к единому государственному, и я неоднократно высказывал свое мнение еще до принятия этого закона. Я уверен, что он не решает всех проблем. Но сейчас нужно просто проанализировать результаты ЕГЭ и спокойно обсудить их в сентябре. Мы законопослушные граждане, но шаги в правильном направлении нужно делать и дальше.

 

Олег Смолин, зампред комитета Госдумы по образованию ( фракция КПРФ), член-корреспондент Российской академии образования, председатель общественного движения "Образование для всех"

- Благодаря Рособрнадзору в этом году без аттестатов, слава богу, осталось не более 100 тыс., а только 20— 30 тыс. ребят, и это хорошо. Но этот же год показал, что миф об объективности единого государственного экзамена разрушен. Обычно ЕГЭ сравнивают с градусником. Но если это и градусник, то температуру больного мы узнаем только после того, как измеряем температуру абсолютно всех больных. Результаты ЕГЭ задним числом подстраивают под результаты сдавших ребят, поэтому говорить, что этот экзамен объективнее обычной оценки, которую ребенок получает сразу, как только сдал предмет, просто невозможно. Подготовка к ЕГЭ у репетитора стоит гораздо дороже, нежели подготовка к обычному экзамену. Судя по результатам сдачи ЕГЭ во многих республиках и регионах, там, где это возможно ( по негласным установкам вплоть до губернаторских), в частности, сельским ребятам, ЕГЭ сдавать помогали. Да, как выяснилось, накануне ЕГЭ вдруг возросло количество инвалидностей у ребят. Я это связываю с тем, что у инвалидов при поступлении в высшие учебные заведения существуют льготы. Но я думаю, что это не проблема существующих льгот, а трудности нашей медико-социальной экспертизы. И еще. Среди прочего мы теперь узнали, что единый государственный экзамен — это не менее коррупционная схема, чем обычные экзамены, а, может быть, даже и более. И система взяток при приеме ЕГЭ совсем не исчезла. По нашим оценкам, "хороший" ЕГЭ в Москве или на Кавказе стоил около 60 тыс. рублей. Совершенно очевидно, что единый госэкзамен не обеспечивает равного доступа к образованию.

 

Алексей Кондауров, член президиума совета Национальной ассамблеи

Этот экзамен показал, что он не так надежен, как многие утверждали. Несмотря на ЕГЭ, в очень серьезных вузах остался порядок индивидуальных собеседований и заданий. Я не понимаю, как по результатам ЕГЭ можно принять на мехмат! Уверен, что туда могут поступить только единицы. Я сам еще помню, сколько из моего выпуска смогло поступить именно на мехмат. То же можно сказать о серьезных гуманитарных вузах. Туда поступают только одаренные дети, а ЕГЭ одаренность выявить не может. Все равно при приеме в серьезный вуз может и должен сохраняться индивидуальный подход. Но если от этого совсем отказаться, то на серьезном креативном образовании вообще можно будет поставить точку. А ведь только оно в ХХI веке должно быть двигателем прогресса.

 

Gzt.ru



Все "СМИ об образовании"
Россия
Качество образования, ЕГЭ, Происшествия, Комментарии и мнения, СМИ об Александре Адамском, Общее образование, Комментарии
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100