Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Александр Адамский: Мне кажется, без знания основ религии просто невозможно понимать культуру и быть образованным человеком. Прежде всего, потому, что культура возникла на религиозной почве. Именно поэтому такой предмет должен присутствовать в светском образовании

23 Июля 2009 0:00

Новому эксперименту в российских школах быть – уроки духовно-нравственного воспитания станут альтернативой, которая должна устроить все основные конфессии и даже атеистов.

Совсем недавно казалось, что вопрос внедрения в школах религиозных дисциплин еще долго будет вязнуть в бесконечных спорах экспертов, чиновников, педагогов и родителей. Однако уже сегодня складывается полное ощущение того, что главные противоречия по этой теме не просто сняты, а разрублены одним ударом.

Президент РФ Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. "Считаю возможным провести в ряде регионов страны такой эксперимент. Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться", - сказал глава государства во вторник в подмосковной Барвихе на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей.

Как подчеркнул президент страны, "ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения". "То есть это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе", - пояснил Дмитрий Медведев. По его мнению, возможен и другой вариант. "Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны", - сказал президент. И, наконец, по его словам, возможен третий вариант – для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений: у них должно быть право изучать основы светской этики.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным. "Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным", - подчеркнул он. Как заявил глава государства, "преподавать все эти предметы должны только светские педагоги". Он призвал при подготовке методических и учебных пособий по этим предметам "руководствоваться основной целью – воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан".

Дмитрий Медведев заявил, что "по итогам эксперимента можно будет распространить наработанную практику на всю страну". По его мнению, "это возможно, например, с 2012 года".

Согласно материалам Минобрнауки России, эксперимент начнется в 18 регионах в шести федеральных округах. В эксперименте будет участвовать одна параллель классов в каждой школе. В результате в эксперименте будет задействовано около 20 тысяч классов в 12 тысячах школ. Несложные подсчеты указывают, что это около 256 тыс. ребят и 44 тыс. учителей. По предложению министерства первые уроки в рамках эксперимента можно начать уже весной следующего года. Ребятам, семьям школьников будет предложено изучать один из трех так называемых модулей. Первый – история и основы культуры одной из традиционных религий – православие, ислам, буддизм, иудаизм. Второй – история и основы культуры основных мировых религий, а третий – основы этики.

Начать эксперимент предлагается в 4-м классе (последняя четверть) и завершить в 5-м классе (первая четверть). Это отнюдь не случайно. Как подчеркивается в материалах Минобрнауки, учащимся в возрасте 10-11 лет "в большей мере присущи такие социально-психологические характеристики, как бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание, что созвучно содержанию указанных учебных курсов". В ходе эксперимента предстоит определить необходимое количество часов в неделю для изучения одного из трех учебных курсов. Ориентировочно это может быть два урока в неделю. Параллельно предлагается подготовить и напечатать необходимые учебники и учебные пособия, сформировать коллективы тех, кто будет готовить учителей по этим предметам.

Как сообщил в тот же день журналистам министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, новый предмет будет называться "Духовно-нравственное воспитание". "Думаю, не будет грехом, если этот предмет так и будет называться",- иронично заметил министр.

Глава Минобрнауки, как и президент России, подчеркнул, что вести преподавание по предметам курса духовно-нравственного воспитания будут светские учителя. "Никакого перехода к преподаванию в школах религиозных предметов не должно быть и не будет. С этим согласились представители всех основных конфессий", - заявил министр.

Также он подчеркнул, что "преподавание не должно вестись с позиций, что вся религия – это миф". "Этим новым учебным курсом никто не должен быть обижен. Мы начинаем сложный эксперимент и не имеем права торопиться", - сказал глава Минобрнауки.

Между тем, патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал идею преподавания в российских школах основ религиозной культуры и светской этики. Выступая на том же совещании в Барвихе, глава РПЦ отметил важность того, что преподавание в школах основ религиозной культуры предполагается построить на идеях добровольности. "Есть старая пословица: "Невольник – не богомольник", - напомнил Кирилл. "Опыт показывает, что только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека", - сказал он.

Патриарх подчеркнул, что структура обучения, которая предполагает преподавание основ одной из основных религий либо курса всех мировых религий, либо светской этики, перекрывает потребности всего общества. "Именно добровольность и альтернативность являются базисом, на основании которого может создаваться эта система", - резюмировал он.

То, что, наконец, удалось достичь удачного компромисса, подтверждают и мнения представителей других основных конфессий России. Так, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин отметил, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание – одна из главных задач общества. "Мы поддерживаем вашу политику, которая направлена на соблюдение демократических устоев и прав всех учеников", - обратился он к президенту РФ Дмитрию Медведеву.

Главный раввин России Берл Лазар также поддержал идею преподавания в школах страны знаний об основных религиях. "Особенность России в том, что у нас религиозные лидеры дружат между собой, общины верующих помогают друг другу. Есть взаимное уважение традиционных религий. Главное сейчас – использовать это понимание в полной мере, чтобы дети уже в школе знали, что Россия – многонациональная страна, что у каждого народа есть свои традиции", - сказал раввин, взяв слово после Гайнутдина. Лазар заявил, что "очень благодарен министерству образования, что оно нашло такое решение, которое уважает духовность каждого ребенка, каждой семьи".

Впрочем, если в теории все пока выглядит довольно красиво, то на практике для того, чтобы очередной образовательный эксперимент состоялся, придется приложить много усилий, полагают законодатели и эксперты.

Представители различных фракций в Госдуме поддерживают идею президента. "Это очень хорошая и своевременная идея", - сказала "Интерфаксу" вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Надежда Герасимова. "Ни одна религия не приветствует такие, увы, встречающиеся нередко сейчас в обществе вещи, как зло, корысть, зависть и т.д. И поэтому можно надеяться, что школьники, знакомясь с основами культур различных конфессий в нашей стране, будут расти не только более образованными, но и более добрыми людьми", - сказала Герасимова.

В то же время она отметила, что многое будет зависеть от тех, кто будет преподавать новые предметы. "Сейчас трудно сказать, как будет решаться вопрос с кадрами. Возможно, действующие преподаватели средней школы пройдут переподготовку для того, чтобы преподавать светскую этику", - предположила Герасимова.

Лидер КПРФ и ее парламентской фракции Геннадий Зюганов в интервью "Интерфаксу" также указал на то, что "грамотная" реализация преподавания дисциплин будет упираться в кадровый вопрос. "Тут нужны люди эрудированные, хорошо подготовленные и в то же время умеющие деликатно, без нажима, без давления преподавать как основы религиозной культуры, так и основы светской этики, а это задача весьма сложная и ответственная", - считает Геннадий Зюганов.

Другой видный эксперт – ректор института проблем образования "Эврика" Александр Адамский – заявил журналистам, что основы религиозной культуры помогут российским школьникам повысить уровень образования. "Мне кажется, без знания основ религии просто невозможно понимать культуру и быть образованным человеком, – считает Александр Адамский. – Прежде всего, потому, что культура возникла на религиозной почве. Именно поэтому такой предмет должен присутствовать в светском образовании".

Так или иначе, по словам президента России, принятые решения – это "только начало работы". "Мы будем следить за развитием ситуации и будем готовы участвовать в общественной дискуссии, которая в действительности уже началась", - заявил Дмитрий Медведев главам основных российских конфессий. Единодушие экспертов, религиозных лидеров, законодателей и чиновников заставляет смотреть в будущее с большой долей оптимизма. Впрочем, то, как на практике будут прививать духовно-нравственные ценности юному поколению россиян, мы увидим уже совсем скоро.

 

Интерфакс



Все "СМИ об образовании"
Россия
Воспитание, Религия и образование, СМИ об Александре Адамском, Общее образование, Комментарии
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100