Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

19 июня 1956 года родился Анатолий Пинский. 17 декабря 2006 года после операции Анатолий Аркадьевич умер

19 Июня 2009 0:00

Его друзья и соратники стараются хранить память о выдающемся педагоге и теоретике образования, философе и поэте школы, замечательном собеседнике и товарище.

Анатолий Пинский был свободным человеком, для него свобода была высшей ценностью и в то же время предметом теоретического исследования и практической реализации. Можно сказать, что образовательный проект, который всю жизнь обдумывал и проживал Анатолий Пинский, был проект «Свобода».

Он болезненно переживал семейный сценарий, обдуманный родителями до профессорского звания включительно: в каком институте Толик будет учиться, у кого писать диссертацию и т.д.

В еврейских семьях вообще это принято: с одной стороны, развивать гармоническую личность, музыкально-математически грамотную, с другой стороны – выстраивать жесткие сценарии жизни для своих детей. Мои родители, сельские учителя, одно время считали оптимальным вариантом для своего ребенка сельскохозяйственный институт – «работа на воздухе и с людьми».

А у Толика папа был выдающийся ученый-методист по физике, и в результате Пинский-младший таки оказался на физфаке МГПИ им. В.И. Ленина, где мы с ним и встретились. Толика манило наше общежитие, остров свободы и пьянящей атмосферы споров, вечного гулянья, ночного преферанса в тесных прокуренных комнатах или тихих песен на кухне этажа, где жили физики.

В свою очередь он готов был открывать иногородним и Москву, в которой освоился после переезда родителей (во многом переезд был связан как раз с тем, чтобы Толик имел московскую прописку, тогда это было критично), и те интеллектуальные ниши, которые в конце семидесятых были довольно закрытыми для чужаков. Теоретические дискуссии, литературные чтения, конечно, музыка, и масса интересных людей, которые безоговорочно принимали Толиных друзей как своих.

Вообще всю свою жизнь Анатолий Пинский очень высоко держал планку содержательности, интеллектуального общения.

Сегодня я это особенно остро ощущаю, потому что в последние годы, честно говоря, эта планка резко снизилась. Даже вроде бы теоретические семинары по современным проблемам образования все больше смахивают на заседания методистов. А уж дискуссии с представителями Академии образования или профсоюзов – тут уж, как говорится, не до теории.

Путь от формирования проблематики до оформления нормы, проекта был для Анатолия естественным, и он умел удерживать в политическом или управленческом решении и теоретические основания, и жизненную правду. Уникальный человек, глубокий мыслитель, он чувствовал эстетику свободы и фальшь раболепства и лизоблюдства.

Мы стараемся удерживать Толину веру в свободного ребенка, в вольного учителя, в общество, идущее к свободе. И он помогает нам в этой вере своим негромким голосом, умными книжками и доброй улыбкой.

 

Александр АДАМСКИЙ



Все "ИнтерВести"
Россия
Кадры, Даты, Колонка Александра Адамского
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100