Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сравнительный анализ двух вариантов ФГОС НОО

09 Июня 2009 0:00

Предлагаемый анализ осуществлен рабочей группой "Эврика". Его цель – открыто изложить свое восприятие, понимание и оценку представленных текстов, объяснить те концептуальные основания, на которых построены суждения и выводы по обоим вариантам. Сделать это на данном этапе обсуждения тем более важно, что оба варианта уже многократно обсуждались как в рабочем порядке, так и с участием педагогической прессы, и все основные аргументы и контраргументы сторон могли быть (и реально были) учтены при доработках текстов. Поэтому появление подобного комментария в момент официального представления результатов столь важной и ответственной работы должно восприниматься профессионально-общественным сознанием не как искусно завуалированное средство давления на него, но как дополнительная попытка привлечения его внимания к сущностным аспектам Стандарта.

Опыт, накопленный более чем за два года реализации Комплексного проекта модернизации образования (КПМО), убедительно и однозначно свидетельствует в пользу максимального расширения общественного участия в управлении образованием. Есть полное основание считать, что всемерное усиление этого фактора – категорический императив успешности введения образовательного стандарта нового поколения, поскольку условием жизнеспособности образовательной программы образовательного учреждения становится участие его управляющего совета в ее разработке, утверждении и оценке результатов (эффектов) реализации. Категория "современное качество образования" должна перестать быть внутриведомственной, но ее утверждение в общественном (как профессионально-педагогическом, так и родительском) сознании не может быть достигнуто без совместного постижения смыслов и механизмов действия инновационного Федерального государственного образовательного стандарта. Начало публичного обсуждения его альтернативных проектов – исключительно удачный момент для включения в этот процесс всех заинтересованных сторон – не только работников образования, но и широкой общественности, средств массовой информации и других.

Сравнительный анализ двух вариантов Стандарта оформлен в виде сопоставительной таблицы. Такой подход, с одной стороны, облегчает обращение к текстам первоисточников, а с другой – дает возможность наглядно убедиться, насколько строгими и взаимоподдерживающими должны быть структура (архитектоника) и содержание подобного документа, насколько многомерна зависимость между задаваемыми им нормами и порождаемыми ими социальными, экономическими и культурно-образовательными эффектами. Важно понимать, что хотя согласно действующему законодательству образовательные стандарты принимаются на десять лет, их стратегическая перспектива проецируется в значительно более отдаленное будущее. Поэтому их назначение не может исчерпываться решением краткосрочных и даже среднесрочных задач, а содержание – учитывать только текущую конъюнктуру. По-настоящему современный Стандарт – это своего рода мобилизационная повестка из будущего: открытого, непредсказуемого, но вполне реального, поскольку именно оно уже сегодня ходит в младшие и средние группы детского сада.

Несмотря на то, что оба проекта ФГОС имеют приблизительно одну общую структуру документа, в ходе профессионально-общественного обсуждения варианты проектов существенно доработаны перед представлением в Совет по Стандартам с учетом уже опубликованных в "Учительской газете" обоих текстов, а также размещенного варианта рабочей группы "Эврика" от 02.03.09 на сайте "Эврики" (вариант Стандартов РАО, к сожалению, так и не был опубликован на сайте, посвященном ФГОС) и внешне вроде бы выглядят похожими между собой. Однако у представленных вариантов есть принципиальные расхождения. Именно этим ключевым моментам и будет посвящен сравнительный анализ окончательных текстов Проектов.

Примечание: в ряде случаев к тем или иным фрагментам варианта РАО поставлены вопросы на уточнение и даны критические комментарии (выделено полужирным курсивом). В свою очередь, рабочая группа "Эврики" была бы благодарна за постановку подобных вопросов и критическое комментирование ее текста.

 

Сопоставительная таблица

Вести образования

Фото с сайта klerk.ru



Все "ИнтерВести"
Россия
Образовательные технологии и методики, Качество образования, Проектирование и управление, Наука и инновации, Политика образования, Сеть «Эврика», Общество и образование, Содержание образования, Стандарт общего образования, Дошкольное образование
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100