Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад «Модель создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования: мониторинг эффективности»




1 октября 2019 года в Томске в ходе профессионально-общественного обсуждения доработанных моделей (организационно-финансовой модели и модели построения единого образовательного пространства) и методических рекомендаций субъектам Российской Федерации с докладом«Модель создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования: мониторинг эффективности»выступила Ольга Устюгова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Представлены результаты мониторинга эффективности региональных систем образования по итогам 2017-2018 гг. Мониторинг включал в себя анализ социально-экономических, организационно-финансовых, кадровых условий, обеспечивающих эффективность управления регионально-муниципальными системами образования в 85 субъектах Российской Федерации.

Система общего образования России в 2018 г. включала в себя 45 795 общеобразовательных организаций в 85 субъектах РФ, в которых обучались суммарно 15 889 448 детей. Во всех рассматриваемых регионах наблюдается прирост населения, что потребует увеличения числа учителей как начального, так и основного общего образования в ближайшие несколько лет. Дефицит учителей начальных классов ощущается острее, чем дефицит учителей основного общего образования. Наибольший прирост численности учащихся в ближайшие годы ожидается в Кавказском регионе и национальных республиках.

Для среднесрочного планирования нагрузки образовательной сети рассмотрен демографический прогноз численности учащихся в краткосрочном периоде (5-летний интервал на основе численности детей дошкольного возраста) и в долгосрочном периоде (15-летний интервал на основе прогноза Росстат численности населения по однолетним возрастам) для отдельных регионов страны.

В тесной связке с демографическими процессами находится двусменность работы общеобразовательных организаций. В 2018 году 1 986 311 учащихся российских школ (12,7%) обучались во вторую смену и 16 634 (0,1%) учащихся - в третью смену. Наиболее остро проблема второсменности стоит в Сибирском, Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах. Третья смена до сих пор существует в четырех регионах. По данным мониторинга, распространенность второй смены напрямую коррелирует с состоянием школьной инфраструктуры и общим демографическим ростом населения.

Степень развития инклюзивного образования значительно дифференцирована по регионам. Можно говорить о разном уровне развития системы диагностирования, разном кадровом обеспечении, разной мотивации во внедрении программ адаптированного обучения в отдельных регионах. Общим трендом является развитие неврологической, логопедической диагностики и активное внедрение соответствующих АОП.

Рассмотрена обобщенная структура доходов и расходов общеобразовательных организаций, в частности доля бюджетных и внебюджетных доходов и баланс расходов на кадровое и материальное обеспечение образовательного процесса. Так, например, в структуре расходов доля расходов на ФОТ колеблется от 53% до 89%.

Регионы сильно дифференцированы по уровню заработных плат педагогов и по динамике их роста в течение последних 5 лет. Рассмотрена динамика заработных плат педагогов и всех наемных работников в целом по экономике субъектов Российской Федерации, а также динамика соотношения этих показателей, как целевой параметр.

Обобщенная структура групп работников общеобразовательных организаций выглядит следующим образом: административно-управленческий персонал составляет 7% численности работников, педагогические работники – 62% (из них 50% – учителя), учебно-вспомогательный персонал – 6%, иной персонал – 25%. По сравнению с 2017 годом нагрузка учителей выросла в 2018 году с 14,1 до 14,7 учеников на 1 учителя, рост нагрузки отражает демографические тренды. Долгосрочный демографический прогноз роста численности детей школьного возраста в России указывает на неизбежный тренд роста нагрузки учителей в ближайшие 7 лет как минимум, далее ожидается снижение.

Обобщенная по РФ структура квалификационных категорий выглядит следующим образом: 35% учителей без категории, 35% учителей первой квалификационной категории и 30% учителей высшей квалификационной категории. Во многих регионах система категорий уже не отражает первоначально заложенный в ней смысл дифференциации, когда численность учителей высшей категории составляет более трети или половину от общей численности учителей.

Мониторинг также включал в себя оценку корреляционных связей между параметрами качества и характеристиками образовательных условий и кадровой политики, а также внутренние связи между самими параметрами качества. Были рассмотрены ключевые показатели образовательного процесса, которые дифференцируют качество в регионах, а также описаны ключевые проблемные области и зоны роста региональных и муниципальных систем образования по результатам мониторинга.

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100