1 октября 2019 года в Томске в ходе профессионально-общественного обсуждения доработанных моделей (организационно-финансовой
модели и модели построения единого образовательного пространства) и методических рекомендаций субъектам Российской Федерации
с докладом«Модель создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» выступила Надежда Муха,
эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Разработанная модель включает в себя следующие разделы:
- Формирование институтов развития образовательной среды в условиях единого образовательного
пространства;
- Разработка требований к содержанию образовательной среды в условиях единого образовательного
пространства;
- Разработка требований к цифровой образовательной среде в условиях единого образовательного
пространства;
- Формирование институтов развития образовательной среды в условиях единого образовательного
пространства.
В настоящее время наблюдается противоречие между требованиями времени и требованиями нормативных документов к результатам
школьного образования и предметно-пространственной средой российских школ, ориентированной на фронтальное обучение больших
одновозрастных коллективов (классов) без учета индивидуальных особенностей и пожеланий конкретного ученика, без развития образовательной
среды города, поселения и учета возникающих возможностей образования вне здания школы.
Формирование институтов развития образовательной среды в условиях единого образовательного пространств рассматривается в трех
направлениях: формирование образовательной среды через проектирование среды жизнедеятельности школы как пространство развития
индивидуальности учащихся; формирование образовательной среды городского пространства в условиях единого образовательного
пространств через социокультурную, образовательную среду, в которой происходит становление творческой личности ребенка; формирование
цифровой образовательной среды, где содержание как данное конкретных индивидов создается, а не только потребляется.
Проектной задачей в этом смысле является формирование такой образовательной среды, в которой учителя и учащиеся создают новое
содержание. Цифровая образовательная среда строится как структура, в которой контент вариативен за счет подключения различных
источников; контент генерируется от всех участников образовательной деятельности, реализуются совместные проекты, создаются
коллективные учебные сценарии.
Разработка требований к содержанию образовательной среды в условиях единого образовательного пространства.
Требования к содержанию среды включают в себя три ключевых направления:
- Особенности организационно-педагогической структуры. В данном направлении были описаны
требования к составу и площади учебных помещений;
- Санитарно-гигиенический аспектпедагогического проектирования пространства школы, предусматривающий
обеспечение санитарно-гигиенических норм школьной среды обитания и соблюдения правил техники безопасности;
- Архитектурно-типологические требования, учитывающие требования ФГОС уровней общего образования
и имеющийся опыта инновационного проектирования школьных зданий.
Основным тезисом, влияющим на пространственную организацию «новой школы», является следующий: педагогическая деятельность
фокусируется не на вкладывании контента в головы учеников, а на обучении навыкам, в том числе навыку сотрудничества. Поэтому
традиционная организация класса (учитель – у доски, перед ним за партами класс) должна уступить место более сложным
вариациям. Обновленное образовательное пространство школы должно быть развивающим – как на уровне сознание участников
образовательных отношений, так и на уровне организации их деятельности. Новое пространство должно стать пространством новых
социальных отношений, и это должно быть пространство «проб и выбора» обучающихся.
Разработка требований к цифровой образовательной среде в условиях единого образовательного пространства.
Рассмотрено понятие цифровой среды и перечень требований к ее формированию. Принципиальное отличие образовательной среды в
модели электронного (дистанционного) обучения – открытость. Это предоставляет дополнительные возможности для организации
и обеспечения ситуаций, в которых учащийся сможет самостоятельно ставить и достигать цели продуктивного взаимодействия с другими
людьми, сообществами и организациями. Цифровая образовательная среда также выступает как инструмент аналитики учебной деятельности,
в которой появляются данные или «цифровые следы» участников. Данные используются в формирующем оценивании, конвертируются
в образовательные результаты, становятся основой для многоплановой аналитики. Набор инструментов позволяет создать среду для
тесного общения ученика и учителя через все коммуникационные возможности интернета.
Соб.инф.
|