Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад «Модель создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования»




1 октября 2019 года в Томске в ходе профессионально-общественного обсуждения доработанных моделей (организационно-финансовой модели и модели построения единого образовательного пространства) и методических рекомендаций субъектам Российской Федерации с докладом«Модель создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» выступила Надежда Муха, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Разработанная модель включает в себя следующие разделы:

  • Формирование институтов развития образовательной среды в условиях единого образовательного пространства;
  • Разработка требований к содержанию образовательной среды в условиях единого образовательного пространства;
  • Разработка требований к цифровой образовательной среде в условиях единого образовательного пространства;
  • Формирование институтов развития образовательной среды в условиях единого образовательного пространства.

В настоящее время наблюдается противоречие между требованиями времени и требованиями нормативных документов к результатам школьного образования и предметно-пространственной средой российских школ, ориентированной на фронтальное обучение больших одновозрастных коллективов (классов) без учета индивидуальных особенностей и пожеланий конкретного ученика, без развития образовательной среды города, поселения и учета возникающих возможностей образования вне здания школы.

Формирование институтов развития образовательной среды в условиях единого образовательного пространств рассматривается в трех направлениях: формирование образовательной среды через проектирование среды жизнедеятельности школы как пространство развития индивидуальности учащихся; формирование образовательной среды городского пространства в условиях единого образовательного пространств через социокультурную, образовательную среду, в которой происходит становление творческой личности ребенка; формирование цифровой образовательной среды, где содержание как данное конкретных индивидов создается, а не только потребляется.

Проектной задачей в этом смысле является формирование такой образовательной среды, в которой учителя и учащиеся создают новое содержание. Цифровая образовательная среда строится как структура, в которой контент вариативен за счет подключения различных источников; контент генерируется от всех участников образовательной деятельности, реализуются совместные проекты, создаются коллективные учебные сценарии.

Разработка требований к содержанию образовательной среды в условиях единого образовательного пространства.

Требования к содержанию среды включают в себя три ключевых направления:

  • Особенности организационно-педагогической структуры. В данном направлении были описаны требования к составу и площади учебных помещений;
  • Санитарно-гигиенический аспектпедагогического проектирования пространства школы, предусматривающий обеспечение санитарно-гигиенических норм школьной среды обитания и соблюдения правил техники безопасности;
  • Архитектурно-типологические требования, учитывающие требования ФГОС уровней общего образования и имеющийся опыта инновационного проектирования школьных зданий.

Основным тезисом, влияющим на пространственную организацию «новой школы», является следующий: педагогическая деятельность фокусируется не на вкладывании контента в головы учеников, а на обучении навыкам, в том числе навыку сотрудничества. Поэтому традиционная организация класса (учитель – у доски, перед ним за партами класс) должна уступить место более сложным вариациям. Обновленное образовательное пространство школы должно быть развивающим – как на уровне сознание участников образовательных отношений, так и на уровне организации их деятельности. Новое пространство должно стать пространством новых социальных отношений, и это должно быть пространство «проб и выбора» обучающихся.

Разработка требований к цифровой образовательной среде в условиях единого образовательного пространства.

Рассмотрено понятие цифровой среды и перечень требований к ее формированию. Принципиальное отличие образовательной среды в модели электронного (дистанционного) обучения – открытость. Это предоставляет дополнительные возможности для организации и обеспечения ситуаций, в которых учащийся сможет самостоятельно ставить и достигать цели продуктивного взаимодействия с другими людьми, сообществами и организациями. Цифровая образовательная среда также выступает как инструмент аналитики учебной деятельности, в которой появляются данные или «цифровые следы» участников. Данные используются в формирующем оценивании, конвертируются в образовательные результаты, становятся основой для многоплановой аналитики. Набор инструментов позволяет создать среду для тесного общения ученика и учителя через все коммуникационные возможности интернета.

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100