Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Профессионально-общественное обсуждение доработанных моделей и методических рекомендаций > Семинар в Томской области> Доклад «Организационно-финансовая модель преобразования организационно-управленческих механизмов-1»

Доклад «Организационно-финансовая модель преобразования организационно-управленческих механизмов регионально-муниципальных систем образования», часть 1




30 сентября 2019 года в Томске в ходе профессионально-общественного обсуждения доработанных моделей (организационно-финансовой модели и модели построения единого образовательного пространства) и методических рекомендаций субъектам Российской Федерации с первой частью доклада«Организационно-финансовая модель преобразования организационно-управленческих механизмов регионально-муниципальных систем образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В ходе доклада была представлена актуальная проблематика, структура и содержание разработанной модели, а также описание базовых механизмов реализации каждого из 5 блоков, составляющих основу модели.

Реализованные Министерством просвещения Российской Федерации проекты по модернизации образования в период 2005-2012 гг. в настоящее время демонстрируют позитивный отложенный эффект. По результатам итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций и международных исследований качество образования в России повышается. И это, прежде всего, результат таких проектов в сфере образования, как Приоритетный национальный проект «Образование», Комплексный проект модернизации образования (КПМО), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (ННШ), Проект модернизации региональных систем общего образования (МРСО) и другие.

Вместе с тем, резервы системы для дальнейшего наращивания образовательных результатов в меняющихся социально-экономических условиях ограниченны. Повсеместному внедрению новых моделей и институтов препятствует разбалансировка системы образования, которая проявляется в отсутствии единства – управления, целеполагания, финансирования, качества образования. Между субъектами Российской Федерации наблюдаются значительные разрывы по оплате труда педагогов и разрывы в учебных результатах по итогам аттестации учащихся.

С целью нивелировать существующие разрывы в качестве образования между субъектами Российской Федерации, муниципалитетами, отдельными школами и обеспечить населению гарантии доступного и качественного образования, предлагается провести преобразование организационно-управленческих механизмов в общем образовании. Разработанная модель включает в себя 5 ключевых блоков:

  • Преобразование институтов управления в общем образовании.
  • Преобразование финансовых институтов в общем образовании.
  • Преобразование экономических институтов в общем образовании.
  • Преобразование институтов развития кадров в общем образовании.
  • Преобразование институтов оценки качества общего образования.
  • Преобразование институтов управления в общем образовании.

В настоящее время российская школа находится под влиянием трех институтов, чьи требования не всегда совпадают и часто не отражают государственную политику в системе образования. Несмотря на то, что в системе образования субъектом изменений является Министерство, которое задает стратегию развития, школы в своем повседневном функционировании в большей мере находятся в зависимости от муниципалитетов.

Преобразование институтов управления в общем образовании.

Предполагает создание эффективных региональных моделей управления системой образования посредством различных организационно-правовых механизмов, например, через передачу органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов, непосредственно связанных с предоставлением на территории муниципального района или городского округа общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования.

Преобразование финансовых институтов в общем образовании.

Риски существующей модели финансирования заключаются в отсутствии единых принципов расчета нормативов, что влияет на возможности обновления инфраструктуры школ и уровень оплаты труда педагогов, а, следовательно, и на качество образования.

Для достижения целей единства образовательной системы необходимо введение единства принципов и расчета норматива финансирования образовательных организаций. Необходимо ввести Единую федеральную методику расчета норматива финансирования образовательных организаций, в основе которой будет положена структура норматива, единая для всех субъектов Российской Федерации. Методика должна содержать формулу расчета, включающую расходы на заработную плату педагогов, учебные расходы, расходы на содержание имущества и развитие инфраструктуры образовательной организации, расходы на повышение квалификации работников образовательных организаций. Формульные ограничения призваны гарантировать не снижение финансирования школ.

Преобразование экономических институтов в общем образовании.

Регионы в разной степени выполняют обязательства по выравниванию уровня заработной платы педагогов со средней по экономике субъекта, что усиливает межрегиональную дифференциацию в оплате труда педагогов. Система оплаты труда педагогических работников должна быть не только понятной для самого учителя, но и включать все виды работ, выполняемых педагогом, и учитывать сложность выполняемых задач. В качестве предложения рассматривается формирование единой федеральной Методики системы оплаты труда работников образовательных организаций. В основу оплаты труда будет положен базовый оклад, дифференцированный по новым квалификационным категориям педагогов. Базовый оклад будет представлять собой оплату труда за 36 часовую рабочую неделю, включающую все виды урочной и внеурочной нагрузки – по принципу «всё включено». Это позволит уйти от роста интенсивности труда педагогов и сфокусироваться на качественном выполнении трудовых функций.

Преобразование институтов развития кадров в общем образовании.

Сегодня на первый план кадровой политики в сфере образования выходит проблема низкой мотивации педагогов. Основные причины заключаются в неэффективной структуре квалификационных категорий, недофинансировании, неэффективной системе оплаты труда педагогов. Выходом может стать внедрение новой модели профессиональной карьеры и сопровождения профессионального развития. В основе дифференциации квалификационных категорий предлагается нормирование по трудовым функциям, выполняемым задачам и компетенциям. Более высокий статус учителя потребует больших компетенций, расширит круг трудовых функций, и будет подтверждаться более высоким уровнем оплаты труда. Для решения этой задачи формируется национальная система учительского роста (НСУР), и предлагается внесение изменений в профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования по определению трудовых функций педагогов, прошедших аттестацию в качестве учителя (воспитателя) – методиста, учителя (воспитателя) – эксперта. При этом, доля возможных педагогов-методистов и педагогов-экспертов будет оптимизирована, а разница заработных плат учителей заметно дифференцирована. Это позволит создать некий диапазон трудовых функций, и действительно проранжировать уровни квалификации педагогов.

Преобразование институтов оценки качества общего образования.

В России отмечены достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Необходимо расширить автоматизацию процессов оценки качества образования, обеспечивающую независимость, объективность, оперативность и открытость оценочных процедур. Необходимо разработать единые подходы в организации мониторинга в сфере образования, оптимизировать количество и содержание измерительных процедур в соответствии с требованиями ФГОС. Снижение отчетности образовательных организаций будет обеспечено в случае формирования единой исходной электронной базы данных первичных показателей, значения по которым собираются с уровня образовательной организации. Такой подход позволит автоматически организовывать агрегацию данных для формирования любых отчетов и удовлетворить потребность в данных о состоянии системы образования на любом уровне. Модель также предполагает расширение участия в международных сравнительных исследованиях качества образования, легализацию имеющихся в культуре инструментов экспертизы предметно-пространственной среды общеобразовательной организации (ECCERS, SACERS) и разумное сочетание внешних (независимых) и внутренних процедур аттестации школьников, направленных на оценку результатов индивидуальных образовательных программ.

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100