30 сентября 2019 года в Томске в ходе профессионально-общественного обсуждения доработанных моделей (организационно-финансовой
модели и модели построения единого образовательного пространства) и методических рекомендаций субъектам Российской Федерации
с первой частью доклада«Организационно-финансовая модель преобразования организационно-управленческих механизмов регионально-муниципальных
систем образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
В ходе доклада была представлена актуальная проблематика, структура и содержание разработанной модели, а также описание базовых
механизмов реализации каждого из 5 блоков, составляющих основу модели.
Реализованные Министерством просвещения Российской Федерации проекты по модернизации образования в период 2005-2012 гг. в
настоящее время демонстрируют позитивный отложенный эффект. По результатам итоговой аттестации выпускников общеобразовательных
организаций и международных исследований качество образования в России повышается. И это, прежде всего, результат таких проектов
в сфере образования, как Приоритетный национальный проект «Образование», Комплексный проект модернизации образования
(КПМО), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (ННШ), Проект модернизации региональных систем
общего образования (МРСО) и другие.
Вместе с тем, резервы системы для дальнейшего наращивания образовательных результатов в меняющихся социально-экономических
условиях ограниченны. Повсеместному внедрению новых моделей и институтов препятствует разбалансировка системы образования,
которая проявляется в отсутствии единства – управления, целеполагания, финансирования, качества образования. Между субъектами
Российской Федерации наблюдаются значительные разрывы по оплате труда педагогов и разрывы в учебных результатах по итогам
аттестации учащихся.
С целью нивелировать существующие разрывы в качестве образования между субъектами Российской Федерации, муниципалитетами,
отдельными школами и обеспечить населению гарантии доступного и качественного образования, предлагается провести преобразование
организационно-управленческих механизмов в общем образовании. Разработанная модель включает в себя 5 ключевых блоков:
- Преобразование институтов управления в общем образовании.
- Преобразование финансовых институтов в общем образовании.
- Преобразование экономических институтов в общем образовании.
- Преобразование институтов развития кадров в общем образовании.
- Преобразование институтов оценки качества общего образования.
- Преобразование институтов управления в общем образовании.
В настоящее время российская школа находится под влиянием трех институтов, чьи требования не всегда совпадают и часто не отражают
государственную политику в системе образования. Несмотря на то, что в системе образования субъектом изменений является Министерство,
которое задает стратегию развития, школы в своем повседневном функционировании в большей мере находятся в зависимости от муниципалитетов.
Преобразование институтов управления в общем образовании.
Предполагает создание эффективных региональных моделей управления системой образования посредством различных организационно-правовых
механизмов, например, через передачу органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного
самоуправления по решению вопросов, непосредственно связанных с предоставлением на территории муниципального района или городского
округа общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
а также дополнительного образования.
Преобразование финансовых институтов в общем образовании.
Риски существующей модели финансирования заключаются в отсутствии единых принципов расчета нормативов, что влияет на возможности
обновления инфраструктуры школ и уровень оплаты труда педагогов, а, следовательно, и на качество образования.
Для достижения целей единства образовательной системы необходимо введение единства принципов и расчета норматива финансирования
образовательных организаций. Необходимо ввести Единую федеральную методику расчета норматива финансирования образовательных
организаций, в основе которой будет положена структура норматива, единая для всех субъектов Российской Федерации. Методика
должна содержать формулу расчета, включающую расходы на заработную плату педагогов, учебные расходы, расходы на содержание
имущества и развитие инфраструктуры образовательной организации, расходы на повышение квалификации работников образовательных
организаций. Формульные ограничения призваны гарантировать не снижение финансирования школ.
Преобразование экономических институтов в общем образовании.
Регионы в разной степени выполняют обязательства по выравниванию уровня заработной платы педагогов со средней по экономике
субъекта, что усиливает межрегиональную дифференциацию в оплате труда педагогов. Система оплаты труда педагогических работников
должна быть не только понятной для самого учителя, но и включать все виды работ, выполняемых педагогом, и учитывать сложность
выполняемых задач. В качестве предложения рассматривается формирование единой федеральной Методики системы оплаты труда работников
образовательных организаций. В основу оплаты труда будет положен базовый оклад, дифференцированный по новым квалификационным
категориям педагогов. Базовый оклад будет представлять собой оплату труда за 36 часовую рабочую неделю, включающую все виды
урочной и внеурочной нагрузки – по принципу «всё включено». Это позволит уйти от роста интенсивности труда
педагогов и сфокусироваться на качественном выполнении трудовых функций.
Преобразование институтов развития кадров в общем образовании.
Сегодня на первый план кадровой политики в сфере образования выходит проблема низкой мотивации педагогов. Основные причины
заключаются в неэффективной структуре квалификационных категорий, недофинансировании, неэффективной системе оплаты труда педагогов.
Выходом может стать внедрение новой модели профессиональной карьеры и сопровождения профессионального развития. В основе дифференциации
квалификационных категорий предлагается нормирование по трудовым функциям, выполняемым задачам и компетенциям. Более высокий
статус учителя потребует больших компетенций, расширит круг трудовых функций, и будет подтверждаться более высоким уровнем
оплаты труда. Для решения этой задачи формируется национальная система учительского роста (НСУР), и предлагается внесение
изменений в профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего и среднего общего образования по определению трудовых функций педагогов, прошедших аттестацию в качестве учителя (воспитателя)
– методиста, учителя (воспитателя) – эксперта. При этом, доля возможных педагогов-методистов и педагогов-экспертов
будет оптимизирована, а разница заработных плат учителей заметно дифференцирована. Это позволит создать некий диапазон трудовых
функций, и действительно проранжировать уровни квалификации педагогов.
Преобразование институтов оценки качества общего образования.
В России отмечены достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Необходимо расширить
автоматизацию процессов оценки качества образования, обеспечивающую независимость, объективность, оперативность и открытость
оценочных процедур. Необходимо разработать единые подходы в организации мониторинга в сфере образования, оптимизировать количество
и содержание измерительных процедур в соответствии с требованиями ФГОС. Снижение отчетности образовательных организаций будет
обеспечено в случае формирования единой исходной электронной базы данных первичных показателей, значения по которым собираются
с уровня образовательной организации. Такой подход позволит автоматически организовывать агрегацию данных для формирования
любых отчетов и удовлетворить потребность в данных о состоянии системы образования на любом уровне. Модель также предполагает
расширение участия в международных сравнительных исследованиях качества образования, легализацию имеющихся в культуре инструментов
экспертизы предметно-пространственной среды общеобразовательной организации (ECCERS, SACERS) и разумное сочетание внешних
(независимых) и внутренних процедур аттестации школьников, направленных на оценку результатов индивидуальных образовательных
программ.
Соб.инф.
|