В Самарской области проходит образовательная стажировка на базе лучших практик эффективного управления образованием.
В понедельник, 29 октября, Самарская область открыла свои двери для представителей региональных и муниципальных органов управления
образованием Ставропольского края, Республики Коми, Вологодской, Брянской, Тверской и Московской областей.
В рамках круглого стола была представлена региональная модель государственно-муниципального управления образовательными организациями
Самарской области, обсуждены правовые, финансово-экономические, организационные условия перевода учредительства образовательных
организаций на региональный уровень с сохранением полномочий по управлению имуществом образовательных организаций на муниципальном
уровне.
По словам заместителя министра образования Самарской области, Светланы Бакулиной, совершенствование системы управления образованием
также заключалось в создании 13 образовательных округов и ресурсных центров в каждом округе. Это позволило повысить управляемость
системы путём консолидации ресурсов, а также оптимизации каналов коммуникации (с 13 образовательными округами проще взаимодействовать,
чем с 37 муниципальными образованиями).
Процесс перевода происходил в «ручном» режиме в рамках постоянной личной коммуникации с местными управленческими
командами, поскольку необходимо было выработать взаимовыгодную модель и предусмотреть и устранить все сопутствующие риски.
Помимо повышения управляемости, удалось снизить расходы на содержание административного кадрового состава в 2,5 раза.
Примечательно, что эта модель реализуется в Самарской области, за исключением самой Самары и Тольятти. В этих городах была
выбрана модель усиления государственного участия в управлении образованием посредством заключения регионально-муниципальных
соглашений. Однако не исключается в дальнейшем использование в городах модели регионального учредительства.
В круглом столе приняли участие представители пилотных регионов, выбравших, в частности, модель регионально-муниципальных
соглашений в качестве основной, и в своих моделях они также могут опираться на опыт Самарской области.
На второй день стажировки участники встретились с министром образования Самарской области Виктором Акопьяном на базе школы
«ОЦ «Южный город» в посёлке Придорожный. Министр поделился видением реализации проекта, рассказал об истории
и специфике реализованной модели. Отдельное внимание он уделил сетевой форме реализации образовательных программ. Так, была
отмечена необходимость реализации сетевых форм при очевидной недостаточности правового регулирования, необходимость нормативно-модульного
принципа финансирования реализации образовательных программ в сетевой форме. Виктор Акопьян отметил, что внедрение таких форм
возможно только при формировании единого образовательного пространства, которое может обеспечить только субъект Российской
Федерации.
Участники стажировки смогли наглядно познакомиться с моделью Самарской области в рамках экскурсии по школе «ОЦ «Южный
город». Школа рассчитана на 1500 детей, но уже сейчас в ней учится около 2500 детей. Все дети в основном из нового микрорайона
«Южный город», который был построен 5 лет назад. «Все - от дизайнерских решений до архитектуры школы - разрабатывалось
вместе с директором, застройщиком, территориальным управлением образования в режиме постоянного диалога», - отмечает
директор школы Владимир Кильдюшкин. В итоге школа была включена в перечень типовых проектов, который уже используется в других
регионах. Школа также участвует в сетевом взаимодействии с другими учреждениями культуры и спорта.
«Основное преимущество нашей модели - точное распределение приоритетов между разными уровнями управления», - считает
Светлана Сазонова, руководитель Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области. Так, при реализации
модели региональные власти и директор школы отвечают за содержание и качество образования, а муниципалитет - за хозяйственное
обеспечения процесса. При этом директор школы никогда не отдаляется полностью от административно-хозяйственного обеспечения
образовательного процесса. Например, при необходимости быстрого реагирования (поменять лампочку, произвести быстрый ремонт),
это реализуется силами образовательной организации.
В ходе экскурсии и обсуждения участники активно интересовались различными аспектами реализации модели. Живо обсуждались такие
детали, как, например, распределение ответственности за организацию медицинского обслуживания детей. Так, в школе «Южный
город» медицинский блок полностью передан в пользование центральной районной больнице, с которой школа заключает договор.
Больница уже, в свою очередь, оказывает услуги и осуществляет лицензирование.
Заключительная часть стажировки прошла на базе «Дома учителя» - ресурсного центра городского округа Новокуйбышевск.
«Дом учителя» в Новокуйбышевске был задуман как центр, в котором педагоги округа могли пройти повышение квалификации,
получить полную методическую и психологическую поддержку, взаимодействовать друг с другом и перенимать опыт. Строительство
центра стало возможным благодаря привлечению средств благотворительного фонда «Виктория». Участники познакомились
со структурными подразделениями, а также с опытом реализации модели, представленным муниципальными властями, руководителями
Поволжского и Юго-Западного образовательных округов, руководителями организаций-балансодержателей муниципального имущества
образовательных организаций. Так участникам была предоставлена возможность познакомиться с региональной моделью на всех уровнях
- региональном, муниципальном и уровне образовательной организации.
В рамках последнего дня стажировки участники представят свое видение моделей, разрабатываемых в регионах, на основе опыта,
представленного в Самарской области.
Анатолий Рамонов
|