Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

"Этот проект сблизил регионы". Статья в газете "Вести образования"

Стажировка в Воронежской области










22-24 октября в Воронежской области проходит образовательная стажировка на базе лучших практик для эффективного развития образования. В стажировке участвуют представители муниципальных управлений образованием, директора школ, эксперты из Институтов развития образования из разных регионов: Республики Марий Эл, Рязанской области, Тамбовской области, Белгородской области, Ставропольского края.

В настоящее время проводится работа по выработке новых механизмов повышения эффективности управления образованием в целях создания единого образовательного пространства, обеспечивающего базовое содержание и равные условия (кадровые, материально-технические, финансовые), для получения качественного образования каждым ребенком, не зависимо от места проживания и места обучения.

Главная цель этой работы - повышение эффективности управления образованием, изменения «портрета» современного руководителя образовательной организации, разработки новых финансово-экономических механизмов финансирования образовательных организаций.

Когда начинается момент новых задач, которые позволяют анализировать точки роста, это самое переломное время, считает Наталья Салогубова, заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Замруководителя департамента обратилась к участникам стажировки: «Мы понимаем, что такие же проблемы, как у вас в регионе, у нас тоже есть. Мы постараемся сконцентрироваться на лучшем. Если мы садимся как управленцы и начинаем долго думать над реализацией проекта, значит появились задачи, которые доходят до вертикали".

По мнению Натальи Салогубовой, ситуация с нацпроектами позволяет проанализировать и понять, что проект, который в большей степени направляется и экспертируется Институтом проблем образовательной политики «Эврика», является самым актуальным.

«Нельзя без изменений в системе управления достичь амбициозных задач и оказаться в десятке лучших, - уверена Наталья Салогубова. - У нас регионализация происходит со своими нюансами. В Воронежской области 34 муниципальных образований, Воронеж - город-миллионщик, и везде идет процесс по разному - в городе, в сельском населенном пункте, в маленьком городе, поэтому вопросы расшиваются относительно систем, уровней, потребителей.

Замруководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области пояснила, что сейчас строится система соглашений на трех блоках показателей, а система, которая сложилась раньше, позволяет понимать, как распространение новых задач обеспечивать на все три направления.

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», сделала акцент на том, что ключевое слово - это стажировка, а стажировка предполагает представление теоретического материала и знакомство с кейсами региона и практического опыта на разных площадках.

Три региона - Кировская области, Самарская область и Воронежская область - находятся в этой деятельности не первый год (а Воронежская область может показать результаты до участия в проекте в течение последних трех лет), поэтому важно было провести стажировки именно в этих регионах, чтобы можно было посмотреть на опыт и не совершать ошибок.

Наталья Шадрина уточнила, что сейчас совпал момент, когда есть нацпроект и задача регионов войти в десятку лучших, поэтому на стажировке надо обсудить и прояснять важные моменты в контексте управленческого проекта.

В рамках стажировки представители системы образования Воронежской области представили свой механизм реализации проекта, порядок его применения, особое внимание уделили рискам реализации разработанной модели. Кроме того, был представлен накопленный опыт Воронежской области эффективного управления региональными системами образования.

Александр Митрофанов, первый проректор Института развития образования Воронежской области, рассказал о диагностике эффективности и качества образования: результатах, связях, зависимости.

Он обозначил задачу и пояснил, что это позиция региона и департамента: область не рассматривает отдельно взятые проекты как отдельно взятые проекты. Кроме того, рассказал про риски и ограничения , в том числе несостыковки в нормативно-правовой базе.

Алексей Митрофанов предупредил: мы не дадим инструментов и кейсов, а попытаемся понять, в одной ли лодке мы находимся и как понимаем вообще проект.

Участники стажировки приняли участие в форсайт-сессии, в рамках которой обсуждались вопросы проектирования эффективных региональных моделей управления образовательными организациями, организационно-содержательные условия реализации и экспертные способы их оценки. В каждом направлении участники выявили ключевые трудности реализации проекта с учетом действующих нормативных правовых документов регионов, определили мероприятия, способствующие преодолению проблем, и наметили план первоочередных действий.

Во второй день состоялись стажировки по темам «Управление развитием», «Управление качеством образования» «Финансово-экономические механизмы» в районах Воронежской области - в Анненском районе на базе МБДОУ Аннинский д/с ОРВ "Росток", МБОУ СОШ «Аннинский лицей» и в Бобровском районе на базе МБДОУ Хреновской д/с "Пряничный домик" и МБОУ Бобровская СОШ №1.

При этом очень привлекателен инвестиционный климат Бобровского района: создаётся большое количество рабочих мест, разрастается система образования Бобровского муниципального района. «Сейчас мы фиксируем, что в Бобровском районе на протяжении 3 лет увеличивается детское население на 100 человек», - отметил Митрофанов.

Во время стажировки участникам были предложены различные кейсы образовательных организаций, органов управления образованием с целью отработки эффективных механизмов управления образованием.

Александр Митрофанов зафиксировал проблемное поле и объяснил, почему моделирование образовательных пространств муниципалитетов или округов сейчас принципиальная задача для системы образования Воронежской области. Происходит отток детей из сельской местности и увеличение детей в городской местности. Если сейчас не предпринимать действий, связанных с правильными механизмами оптимизации ресурсов и оптимизации инфраструктуры системы образования, то через 5 лет с учётом того, что средний возраст педагогов в сельской местности у нас достигает уже 55-летнего возраста, можно потерять образовательные организации сельской местности, там некому будет работать.

По его мнению, здесь возможна модель зональных центров, функции которых лежали бы на опорных школах из соседних крупных муниципалитетов, тот же Бобровский район, Аннинский район.

Кроме того, участники проектировали образовательные события, учебный план с использованием различных инструментов оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов, решали управленческие задачи, описанные в кейсах по управлению качеством образованием.

В третий день проходила работа в группах и разработка образовательных продуктов по теме собственного проекта. Модераторами были представители Воронежского института развития образования.

Вера Епифанова, директор МАОУ «Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского», г.Тамбов, поделилась своими впечатлениями о стажировке. Стажировка в Воронеже позволила ей осознать, что без изменений в корпусе руководящих работников в системе образования «точки роста» не получат должного «питания». Кроме того, для решения задач поставленных перед системой необходимы кадры владеющие ситуацией, умеющие анализировать статистику, которую также надо грамотно получить от объектов.

«На площадке ВИРО мы смогли увидеть воочию и убедиться в том, что всё возможно, если создана мощная команда единомышленников, аналитиков, экспертов, управляющая обширными информационными потоками. В образовательной системе региона большое количество образовательных учреждений и они все очень разные ДОУ, ОО, УДО, СПО. Мы смогли убедиться, что в ВИРО есть единый пульт управления и диагностики. Создано единое информационное поле задающее вектор развития, дающее возможность оперативно провести разного рода исследования, необходимые для объективной оценки качества образования в системе. Но главное на этой стажировке мы получили направление своего движения. Нас познакомили с показателями и критериями, с помощью которых мы сможем оценить и проанализировать насколько эффективно работает наша система и все участники проекта. На местах, в муниципальных образовательных учреждениях, мы познакомились с практическим опытом и увидели руководителей, способных работать в новых условиях. Огромный интерес вызвал опыт работы ДОУ «Пряничный домик» Бобровского района. Его руководитель, владеющий системой знаний о современной образовательной среде дошкольного образовательного учреждения и его влиянии на развитие и воспитание дошкольников, создала детский сад – мечту».



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100