Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад «Кадровые условия, обеспечивающие эффективность управления регионально-муниципальными системами образования»



Руководитель службы мониторинга АНО «Центр исследований в области образовательной политики «Эврика» Елена Петряева рассказала о кадровых условиях, обеспечивающих эффективность управления регионально-муниципальными системами образования.

По результатам анализа данных по 85 субъектам РФ в 2017 году обобщенная структура работников общеобразовательных организаций выглядит следующим образом:

– доля административно-управленческого персонала составляет 7%,

– доля педагогических работников – 61,5%, из них 50,1% - учителя;

– доля учебно-вспомогательного персонала – 6,6%;

– доля иных работников – 24,8%.

В мониторинге проведен анализ структуры категорий работников в разных регионах, в том числе с оценкой уровня организационной нагрузки работников при перекосах в структуре, а также сделан акцент на возможных управленческих решениях в этой связи.

Анализ возрастного состава учителей позволяет определить регионы с проблемой ротации кадров, оценить перспективы этой проблемы на фоне демографического роста численности учащихся, выявить связь мобильности кадров с уровнем заработных плат педагогических работников. Самый «молодой» контингент учителей – в Чеченской республике (доля учителей моложе 35 лет – 46%), республике Ингушетия (38%), республике Тыва (36%), республике Алтай (33%), республике Саха (Якутия) (32%). Проблему ротации кадров и привлечения молодых учителей в систему образования испытывают многие регионы Центрального и Приволжского федеральных округов. Вопрос притока молодых специалистов включает в себя фактор конкурентоспособности заработной платы на региональном рынке труда, наличие системы стимулирования для молодых специалистов и другие аспекты.

Одним из индикаторов кадрового потенциала является доля учителей первой и высшей квалификационной категории. В среднем по стране в структуре учительского корпуса 38% составляют учителя первой категории, 30% - высшей, то есть суммарно 68% в среднем. При этом, регионы имеют долю данных двух групп от 39% до 82% в своей структуре учительских кадров. При этом, не проявляется прямая между долей учителей высшей категории и качеством, измеренным, например, через результаты ГИА. Возможно, такую связь покажет в будущем внедренная новая модель профессиональной карьеры (НСУР), предполагающая горизонтальную карьеру учителя. В идеале более высокий статус учителя предполагает больший объем компетенций и более широкий круг трудовых функций, что должно влиять на качество результатов и подтверждаться более высоким уровнем оплаты труда. Эффективно работающая связка «аттестация-зарплаты-качество» может являться одним из показателей эффективности региональной модели управления образованием.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100