Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад «Эффективные организационно-финансовые условия управления регионально-муниципальными системами образования»



Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», прочитал доклад об организационно-финансовых условиях управления регионально-муниципальными системами образования.

Финансовый блок в мониторинге в 2017 году представлен описанием структуры доходов общеобразовательных организаций: по источникам их получения (бюджетные и внебюджетные источники), по доле доходов на реализацию государственного (муниципального) задания и иные цели; а также описанием доли расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в структуре расходов общеобразовательных организаций. Основным источником данных о структуре доходов и расходов общеобразовательных учреждений является форма федерального статистического наблюдения № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации», а также планы ФХД в выборке образовательных организаций.

Средняя сумма доходов одной общеобразовательной организации в среднем по РФ составила 29,88 млн. рублей, а в расчете на 1 учащегося – около 89,3 тысячи рублей в год. При этом объем финансирования (сумма доходов) на 1 ученика существенно рознится между регионами. При оценке неравенства распределения финансирования необходимо максимально учитывать социально-экономические различия регионов и географические особенности. В этом плане помог бы учет плотности образовательной сети (в т.ч. территориальной), уровень жизни в регионе, измеренный через сводные индексы потребительских цен, стоимости потребительской корзины, минимального прожиточного минимума и прочих экономических показателей.

В среднем по финансовым результатам 46 235 общеобразовательных организаций структура доходов организаций общего образования по источникам их получения такова:

  • доля доходов за счет бюджетов всех уровней (субсидий) – 94,2%;
  • доля доходов за счет средств организаций – 0,6%;
  • доля доходов за счет средств населения – 4,7%;
  • доля доходов за счет внебюджетных фондов – 0,4%;

доля доходов за счет средств иностранных источников – 0,03%.

Бюджетное финансирование в свою очередь включает в себя финансирование выполнения государственного (муниципального) задания и бюджетное финансирование на цели, отличные от реализации ГМЗ – то есть целевые субсидии. Высокая доля целевого субсидирования говорит либо о наличии статей расходов, обусловленных особенностями региона (большое количество удаленных малонаселенных МО, необходимость подвоза учащихся), либо активной политикой региона по модернизации инфраструктуры (имущественного фонда и фонда основных средств школ). То есть эти средства могут идти на капитальный ремонт, обеспечение доступности среды, обеспечение безопасности учащихся и т.п. В любом случае, оценка распределения целевых субсидий внутри региона также может стать почвой для анализа эффективности региональной системы управления образованием.

В структуре расходов общеобразовательных организаций доля расходов на оплату труда и соответствующих начислений колеблется от 66% до 93%. Наименьшая доля отмечена в Чукотском автономном округе (66%), г. Севастополь (71%), Ленинградской области (71%), Ивановской области (71%), Курганской области (72%). Наибольшая – в Чеченской Республике (89%), Республике Калмыкия (89%), Республике Ингушетия (91%), Республике Тыва (92%), Республике Дагестан (93%). В данных регионах выделяется недостаточно средств на материальное обеспечение образовательного процесса, а основной объем расходов составляет оплата труда работников ОУ.

Основными факторами качества организации образовательной среды являются кадровая обеспеченность и материальная обеспеченность образовательного процесса. Материальное обеспечение включает в себя расходы на транспорт, связь, оплату коммунальные услуг, содержание имущества, приобретение основных средств, материальных запасов, прочие работы и услуги. Кадровое обеспечение – это фонд оплаты труда и отчисления в связи с ним. При определении оптимального соотношения расходов по этим направлениям необходимо учитывать средний уровень заработной платы сотрудников общеобразовательных организаций: при соответствии этого уровня средней заработной плате работников по полному кругу организаций (по соответствующему субъекту РФ) положительным моментом является как можно меньшая доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, что будет свидетельствовать как о финансовой обеспеченности работников образовательных учреждений, так и о высоком уровне материального обеспечения образовательного процесса.

Поиск баланса между двумя этими направлениями – сложная управленческая задача. Кадровое обеспечение должно формировать конкурентный уровень заработных плат работников в сфере образования. Материальное – обеспечивать отличное состояние инфраструктуры. Баланс кадрового и материального обеспечения тоже является управленческой задачей, он может меняться в зависимости от того, на что направлено внимание системы образования в текущий момент.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100