Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция «Социально-экономические, организационно-финансовые, кадровые условия»> Доклад «Эффективные инструменты управления системой образования: результаты и перспективы»

Доклад «Эффективные инструменты управления системой образования: результаты и перспективы»




Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» прочитал доклад об эффективных инструментах управления образованием. Лектор описал особенности проводимого мониторинга региональных систем управления образованием, который осуществляется «Центр исследований в области образовательной политики «Эврика» с 2017 года. Мониторинг направлен на анализ социально-экономического и культурного контекста реализации региональных моделей управления образовательными организациями. Он носит прикладной характер и выступает как инструмент для принятия управленческих решений. Мониторинг используется для анализа состояния региональной системы управления образованием и отражает специфику, проблемы и зоны роста в образовательной системе региона. Кроме того, он используется для оценки эффективности реализации проекта, позволяет по контрольным показателям оценить, как продвигается проект.

Были описаны основные уровни и источники сбора информации в рамках мониторинга, принципы отбора данных. Эксперт представил 5 ключевых блоков показателей, которые в совокупности характеризуют эффективность управления образованием в том или ином регионе:

  • Действующие институты управления в общем образовании;
  • Действующие финансовые институты в общем образовании;
  • Действующие экономические институты в общем образовании;
  • Действующие институты развития кадров в общем образовании;
  • Действующие институты оценки качества общего образования.

Каждый из блоков наполнен системой показателей, которые представляют статистические и аналитические данные на уровне региона, муниципалитета и отдельной школы. Отдельное внимание уделяется построению связок показателей и анализу корреляций между показателями. Задачей мониторинга в проекте будет, удерживая в фокусе внимания проблемные зоны, отслеживать наличие или отсутствие прогресса в них.

Александр Изотович представил результаты сбора и анализа данных за 2017 год от образовательных организаций по существующим социально-экономическим, организационно-финансовым, кадровым условиям деятельности регионально-муниципальных систем образования для оценки социально-экономических, организационно-финансовых, кадровых условий, обеспечивающих эффективность управления регионально-муниципальными системами образования для создания единого образовательного пространства с использованием информационного аналитического инструментария управления. По итогам 2017 года сбор данных осуществлен по 85 субъектам Российской Федерации, суммарно охватывающим 46 235 образовательных организаций.

Лектор более подробно остановился на блоке институтов управления в общем образовании. Факторами, определяющими специфику институционального управления образованием в субъектах РФ являются количество муниципальных образований в субъекте, среднее количество общеобразовательных организаций, подконтрольных муниципальным образованиям, количество учащихся в указанных общеобразовательных организациях (определяют структуру, разветвленность сети органов управления образованием); дифференциация обучающихся по осваиваемым образовательным программам, наличию особых возможностей здоровья, возможности сети общеобразовательных организаций в плане предоставления образования как по общеобразовательным, так и по адаптированным программам, в разных формах (очное, очно-заочное, заочное), широта внедрения современных технологий обучения.

Количество муниципальных образований и общеобразовательных организаций в 85 субъектах РФ включают в себя 2 615 крупных муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения), среднее количество МО в субъекте – 31. Число образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности – 46 235 (в среднем – 544 ОО в каждом из исследуемых субъектов РФ, 18 ОО в каждом из МО). В докладе были приведены данные об административной нагруженности образовательной сети в разных регионах РФ, в том числе регионы с высокой и низкой плотностью сети.

Суммарное число общеобразовательных организаций в 85 субъектах РФ составило 46 235 организаций, которые посещают 15 474 840 учащихся. Суммарная численность учащихся по программам начального общего образования во всех рассматриваемых субъектах РФ в 2017 году – 6 838 513 человек (44%), по программам основного общего образования – 7 217 917 человек (47%), по программам среднего общего образования – 1 417 927 человек (9%).

Для принятия управленческих решений важно оценивать структуру уровней образования по численности учащихся, демографический прогноз численности учащихся в краткосрочном периоде (5-летний интервал на основе численности детей дошкольного возраста) и в долгосрочном периоде (15-летний интервал на основе прогноза Росстат численности населения по однолетним возрастам). Учет структуры и прогноза численности учащихся ценен для планирования решения вопроса ликвидации второй, третьей смены обучения и при прогнозировании необходимого числа мест в общеобразовательных организациях. В докладе были приведены расчетные данные демографического прогноза численности учащихся

Была затронута в докладе проблема ликвидации второй смены. В 2017 году 12,6% учащихся Российской Федерации обучались во вторую смену, а 0,1% - в третью смену. Третья смена продолжает существовать в трех регионах: в Чеченской Республике (4 852 ребенка учились в третью смену в 2017-2018 учебном году), Республике Дагестан (3 899 ребенка), Республике Бурятия (1 349 детей). В 16 регионах из 85 во вторую или третью смену учится каждый пятый ребенок, то есть доля обучающихся во вторую/третью смену составила более 20% от учащихся региона. Для регионов, в которых ожидается наибольший рост нагрузки на систему общего образования, проблема второй смены требует оперативного решения. В некоторых регионах существующая проблема второй смены будет накладываться на активный демографический рост в краткосрочном периоде.

Развитие современных форм обучения является основой для создания единого образовательного пространства в регионе, а это в свою очередь, одна из актуальных задач российской системы образования. Тем не менее, пока распространенность форм на практике достаточно низка: доля обучающихся с применением сетевых технологий среди всех субъектов РФ составляет 1,8%, доля обучающихся с применением электронного обучения – 13,5%, доля обучающихся с применением дистанционных технологий – 2,5%. Также были названы регионы-лидеры по применению современных технологий.

Александр Изотович сделал акцент на важности использования актуальных данных для принятия управленческих решений. Данные не должны являться не столько инструментом контроля, сколько инструментом для принятия решений. Отличие современных институтов от архаичных заключается в том, что архаичные институты увеличивают издержки вместо увеличения ресурсов, повышают стоимость и снижают качество, формируют недостоверные и неоперативные данные, что приводит к некорректным решениям, смещают результаты с реальных потребностей на достижение отчетных показателей. Актуальный мониторинг направлен на предоставление данных для текущей деятельности регионов, консолидируя информацию с разных уровней. В конечном счете каждый регион должен стремиться избегать принципов функционирования архаичных систем управления и переходить к современным и эффективным формам.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100