Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция русских школ в Лионе> Доклад «Какой учебник нужен современному ребенку-билингву?»

Доклад «Какой учебник нужен современному ребенку-билингву?»




Елена Восторгова, директор центра проектного творчества «СТАРТ-ПРО» Института непрерывного образования МГПУ, доцент, кадидат педагогических наук, в своем выступлении затронула три момента:

- общую проблему модели современного учебника в условиях разнообразия цифрового контента в интернете, поговорим о специфической роли учебника как носителя структурированного контента;

- особенности учебника, ориентированного на современные цели образования, в частности, реализацию деятельностного подхода и индивидуализации;

- специфику учебника в ситуации билингвального обучения.

"Под учебником мы будем понимать не только настольную книгу ребенка, но и весь учебно-методический комплекс пособий, нацеленных на решение целого ряда задач (тренинга, проверки знаний, справочника и пр.)", - уточнила Елена Восторгова.

Для всех очевидна сегодняшняя конкуренция между книгой, как источником знаний и интернетом, где доступна практически любая информация. Все чаще звучит мнение о том, что учебники в ближайшем будущем (через 5, максимум 10 лет) утратят свою актуальность, проиграют новым современным интернет-ресурсам, с помощью которых можно решать широкий спектр образовательных задач. Это и информационные, и обучающие ресурсы, и новые интернет-технологии, которые могут обеспечить обучающегося не только нужным материалом, но и сделать это адресно, персонифицированно, в точном соответствии с индивидуальным запросом ученика. Постепенно электронный контент вымещает традиционную упаковку учебного содержания – учебник.

Елена Восторгова уверена: это совершенно точно произойдет, если сам учебник (или учебные пособия) не поменяет свой функционал и формат.

В прошлом веке учебник определялся как носитель содержания, подлежащего усвоению. Его классический формат – это изложение определенным образом структурированной информации. Классический функционал – сборник «истин» - правил ,формул, определений, сведений, а также задачник (сборник упражнений для тренинга), и иногда немного справочник. Весь этот функционал в гораздо более удобном для пользователя формате сегодня имеется в интернет- ресурсах. И все это помещается у ребенка в кармане.

В чем выигрывает интернет?

У него есть возможность интерактива, мгновенной обратной связи и информационное богатство этой среды. Интерактив и диалогичность в сочетании с колоссальным выбором не только уровня и темпа изучения, последовательности и логики, но и возможностями самодиагностики ставят под сомнение не только нужность какого-либо утвержденного учебника, но и самого педагога (или существенно меняют его функционал).

В чем проигрывает интернет?

При внимательном рассмотрении плюсы интернета оказываются его же минусами. Ещё 50 лет назад книга представляла собой «ручеек информации» (академик Д.С. Лихачев), и эрудиция оказывалась великой ценностью. Сегодня у нас «бушующий океан информации», в котором легко утонуть не только ребенку, но и взрослому.

Для того, чтобы полноценно использовать все то богатство ресурсов, которое предоставляет интернет, сама учебная деятельность учащегося УЖЕ должна быть сформирована. Ребенок уже должен владеть не только способами получения широкого спектра информации, но и владеть способами ее обработки, освоения и использования для решения собственных учебных задач.

Этому ребенка мог бы учить учебник.

Но для этого он должен поменяться.

Учебник должен быть не носителем контента, подлежащего усвоению, а носителем способов работы с этим контентом.

Кроме того, с изменением возраста ученика, должна меняться и модель учебника. Для более старших детей учебник должен скорее выполнять роль навигатора в изучаемом предмете (дисциплине), а также сборника проблемных вопросов и задач, которые можно решить с привлечением других информационных источников, в том числе и интернета.

Но главная проблема и учебника и интернет-ресурсов, несмотря на все их разнообразие – это отсутствие специального контента для учебной мотивации. А она является стартовым моментом обучения. Учебник, как правило, - это ответы на незаданные вопросы. В интернете есть все, но воспользоваться этим можно только тогда, когда ты точно осознаешь свой собственный запрос, знаешь, что ищешь и для чего. Этого не может быть без познавательной мотивации. Сами по себе интернет-источники ее не развивают.

Каким должен быть современный учебник?

Учебная мотивация у детей может развиваться только в специально организованной среде. Создавать учебные ситуации, в которых дети научатся обнаруживать свои дефициты, находить границу своего знания, формулировать решаемую задачу - педагогу может помочь как раз учебник, располагающий специальным методическим аппаратом. В учебнике могут быть заложены особые задания, которые инициируют детское исследование, учат их самостоятельно делать выводы, помогают увидеть логику между изучаемыми темами и разделами, объяснять происхождение понятий, нацеливают детей в определенные моменты на самоконтроль и оценку. Безусловно все это может быть воплощено и в электронном учебнике. Форма может быть разной, но функции учебника одни.

Еще около 50 лет назад российские ученые (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и др., лаборатория школьного учебника, Психологический институт РАО) поставили вопрос о проблеме детского учебника и его динамике в соответствии с меняющимися целями образования.

Сегодня необходимо рассматривать проблему учебника в контексте теории учебной деятельности и позиционировать его как отражение ее модели. С этой точки зрения, в учебнике (его основном структурном компоненте, параграфе, разделе) должны быть:

- материал, с помощью которого можно научить ребенка ставить учебную задачу;

- материал , организующий самостоятельный поиск ее решения, исследование;

- материал для применения нового знания на практике, для индивидуального тренинга;

- материал для индивидуального контроля и оценки результата изучения пройденного.

Такая модель реализована в учебниках по русскому языку для 1-7-х классов, используемых в России, Украине, Белоруссии. Российские учебники также используются и для обучения детей-билингвов, например, в Германии и Америке.

Важно учитывать, что билингвальное образование чаще всего реализуется в условиях необязательного, дополнительного образования. Важно иметь в виду и то, что опыт языкового общения у билингвов богаче, чем у монолингвов, билингвы более склонны к тонкому восприятию соотношения языковых форм и языковой семантики, им свойственен более аналитичный подход и склонность к этимологическому анализу языковых форм.

Билингвальное образование по сути своей диалектично, настраивает ребенка на изучение языка во всей его многофункциональности и многогранности. Билингв не просто осваивает второй язык, он существенно расширяет границы своего мировосприятия. И, таким образом, учебник, адресованный ребенку билингву, должен непременно обеспечивать эти потребности. Для этого учебник должен быть практикориентированным и логичным одновременно, диалогичным и диалектичным, преподносить актуальные знания и вместе с тем демонстрировать открытый характер любого знания. И эти особенности учебника сделают его современным и популярным вне зависимости от того, будет ли он бумажным или электронным.

И самое главное учебник не должен быть скучным!

Скучные учебники точно проиграют интернету, уверена Елена Восторгова.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100