Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция русских школ в Лионе> Доклад "От навыков к смыслам: языковое образование на фоне смены педагогических парадигм"

Дискуссионный доклад "От навыков к смыслам: языковое образование на фоне смены педагогических парадигм"




21 сентября в рамках международной конференции русских школ в Лионе выступила директор центра проектного творчества «СТАРТ-ПРО» Института непрерывного образования МГПУ, доцент, кандидат педагогических наук Елена Восторгова с докладом: "От навыков к смыслам: языковое образование".

Зачем учить? Ради чего учить? Чему учить? И как учить?

Во второй половине ХХ века педагоги разных стран стали осознавать, что дети в школе должны не только освоить определенные социально-значимые навыки, но и научиться самостоятельно ставить цели обучения, научиться учитьСЯ. А сегодня, в ХХIвеке, жизнь подсказывает, что ребенок благодаря образованию должен не только научиться ставить цели своей деятельности, но и порождать ее смыслы. Без этого не может быть личности и личностного роста в современном, непредсказуемом и постоянно меняющимся мире.

Образование сегодня – это не только путь в культуру и профессию, это пространство возможностей для каждого, пространство самосовершенствования и самореализации.

Меняются не только цели, но и ценности. Еще в совсем недавнем прошлом была очень велика ценность точного воспроизведения знаний. Хороший ученик прошлого века – это тот, кто без запинки отвечает выученный урок. Хороший учебник – этот тот, который обеспечивает высокий уровень усвоения, запоминания материала. Хороший учитель – это тот, у кого большее количество детей выдают высокие результаты на тестах, контрольных работах, экзаменах. Все эти мероприятия подразумевали в основном воспроизведение. Велика была в связи с этим и ценность эрудиции.

Совершенно очевидно, что сегодня на первый план выступают иные ценности – это прежде всего – самостоятельность детского действия. Самостоятельность выбора, самостоятельность принятого решения, самостоятельность мышления. А с самостоятельностью рука об руку идут и такие важнейшие личностные качества, как инициативность и ответственность.

Достижение новых целей требует и расширения форматов. Сегодня школа – уже далеко не единственный институт базового образования. Дополнительное образование прекрасно интегрируется в общую систему, оказываясь богатой питательной средой для развития нового содержания образовательных программ и методик. Акценты на индивидуализацию, когда каждый может выбрать свою траекторию образовательных программ, и персонализацию – когда обучающийся может использовать любые доступные ему средства обучения в персональном режиме – важнейшие характерные черты образования ХХI века.

Приоритет развития мотивации учеников и их стремления к учению на протяжении всей жизни – вот главные ориентиры современного образования.

Что такое учебная деятельность?

Подводя некоторый итог сказанному, Елена Восторгов резюмировала, что, в сущности, сегодня образование нацелено на два взаимосвязанных результата:

- создать условия для того, чтобы ребенок «нашел себя», открыл свои возможности для самого себя;

- научился учитьСЯ.

Ребенок развивается только при погружении в деятельность. Но учебная деятельность – это не просто учение. Российские ученые дают достаточно строгое определение этому понятию. «Учебная деятельность, - говорил Д.Б. Эльконин, - это деятельность по самоизменению». Владеет учебной деятельностью тот, кто может про себя сказать: «Я хочу и умею учитьСЯ». Это, кстати, вполне измеряемые вещи.

Очевидно, что для того, чтобы такой результат получить, надо существенно перестроить процесс образования. Необходимо научиться создавать ситуации самообучения, передавать именно смыслы учения, а не натаскивать на навыки. И самое главное – изменить позицию в нем ребенка и педагога. Ребенок должен быть здесь главным действующим лицом, активным исследователем и аналитиком, а учитель – модератором и лишь иногда консультантом.

Каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебной деятельности ребенка, но изучение языка вносит, конечно, вклад принципиальный в силу того, что этот предмет формирует мировоззрение.

Эксперт показала, каким образом может строиться языковое образование в рамках деятельностного подхода – подхода, нацеленного на формирование учебной деятельности ребенка. Можно ли изучать язык так, чтобы он предстал перед детьми красивой и стройной системой, в которую интересно до бесконечности углубляться? Можно ли изучать язык с детьми так, чтобы они сами открывали закономерности, конструировали правила и определения, составляли алгоритмы действий? Можно ли учить язык без заучивания и скучных упражнений? Приведем несколько примеров того, как это можно делать.

По мнению Елены Восторговой, прежде всего стоит изменить подход к изложению материала. Точнее, постараться отменить изложение вовсе. Весь материал , подлежащий усвоению, можно дать в задачной форме. Приведу пример. Вы можете детям сообщить (во многих учебниках и пособиях так и делается), что в русском языке разное количество букв и звуков, для которых нужны буквы. То есть, сообщить, что между ними нет однозначного соответствия. Например, так: «В русском языке всего 10 гласных букв – А, О,У,… и только 6 гласных звуков – А, О, У…» А можно поставить перед детьми вопрос: как они думают - «Чего больше в русском языке – гласных звуков или гласных букв?» Этот вопрос ставит перед детьми задачу анализа соотношения звуков и букв, что очень важно, как для чтения, так и для грамотного письма. Анализируя предлагаемые слова, дети сами составят списки и букв, и звуков, а также поймут, как они соотносятся, то есть по какому принципу используются те или иные буквы.

Кроме того, очень важно, чтобы любая тема начиналась с практического задания. Например, можно рассказать детям, что существует в русском алфавите буква Я, которая в некоторых случаях обозначает сразу два звука. Потом научиться читать и писать слова с этой буквой.

А можно сделать и по-другому. Сразу попросить ребят составить записи сначала слов май, майка (там не должно быть проблем, так как там звуки соответствуют буквам), а затем предложить записать слово маяк. Это слово дети могут написать по-разному. Эти варианты записи и будут предметом обсуждения и основой для выводов детей о необходимости буквы Я.

Нужно постараться найти место для детского исследования. В изучении языка таких возможностей очень много. Надо только немного перестроить содержание. Например, когда мы изучаем с детьми буквы, мы обобщаем знания о «работе» (функции) букв и отражаем их в специальных схемах. Здесь квадратики и кружочки – это условные знаки для звуков (квадратик – согласный, кружок – гласный, квадратик с закрашенной половиной – мягкий звук, с точкой – звонкий). Под каждым звуком ребенок подписывает букву, выбирает ее по определенным основаниям, обосновывает ее выбор. Стрелочки, которые проведены от букв к звукам, показывают «работу» букв. Буква Е, например, в данном случае обозначает не только гласный звук, но и указывает на мягкость предыдущего согласного. Дети открывают закономерности обозначения твердости и мягкости согласных звуков с помощью гласных букв - это общий принцип русского письма, но актуален он и для чтения.

В чем же разница, в чем результат для изучения языка именно таким образом?

При таком подходе дети открывают знаковую природу не только изучаемого языка, но и любого другого. Билингвальное обучение дает максимальные возможности для сопоставления, аналитики и обобщения. Поэтому кажется, что предлагаемый подход усиливает возможности используемых методик обучения билингвов. Ценны и другие моменты: дети учатся обосновывать каждое из своих действий («отвечаю за каждую букву»), постепенно осознают мудрость, функциональность и экономичность русской графики (каждая буква для чего-то нужна, одна буква обозначает не только один звук).

Безусловно, ценно и то, что у ребенка при таком подходе возникает важное ощущение, что знание, которое он должен усвоить, для него объяснимо. Действия, которые он должен выполнять, для него обоснованы. Формируется именно понимание предмета, которое, при столкновении с какими-либо противоречиями, может перерасти в перепонимание, а не в переучивание. В этом залог позитивного отношения ребенка к изучению языка, и к обучению в целом.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100