Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция русских школ в Лионе> Проектно-экспертные секции по разработке современной модели развивающей среды преподавания

Проектно-экспертные секции по разработке современной модели развивающей среды преподавания литературы и русского языка как иностранного




22 сентября в рамках международной конференции работали две секции: секция по программам дошкольного образования, где эксперты представили психологические аспекты обучения русскому языку в билингвальной среде и игровые технологии развития дошкольников при обучении русскому языку как второму родному, и секция по программам общего и дополнительного образования, на которой обсуждали современные учебные пособия по русскому языку и литературе и эффективные подходы их использования в практике и современные образовательные программы обучения школьников русскому языку в поликультурной среде».

Евгений Крашенинников, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка Института системных проектов МГПУ, рассказал о психологических аспектах обучения русскому языку в билингвальной среде.

Обучение русскому языку в билингвальной среде является составной частью общего образовательного полингвального пространства, и поэтому надо рассматривать его особенности и цели именно в таком, более общем контексте. Психологический смысл обучения чужому языку и погружения в другую языковую среду заключается не в овладении другим языком; в этом отношении, хотя родительский запрос может быть как раз в желании, чтобы ребёнок понимал русский язык, для педагога необходимо понимание, каким образом будет происходить развитие ребёнка в новых условиях. Да и для родителей их образовательная потребность может базироваться на нерефлексируемых основаниях, не имеющих отношения ни к реальной дальнейшей жизни ребёнка, ни к успешности развития его психологических процессов. Само по себе знание языка ни влечёт развития мышления или воображения, не вызывает гарантированного желания погрузиться в иную культуру, ни становится мостиком межпоколенческого взаимодействия, если погружение в билингвальную среду не будет основано на иных, внеязыковых целях.

Эксперт выделил несколько имеющихся в психологии базовых подходов, описывающих существенные параметры перехода из детского психологического состояния во взрослое. Согласно Ж. Пиаже развитие заключается в изживании интеллектуальной центрации (называемой в его ранних работах эгоцентризмом) и формированию формальных операций – целостного функционирования интеллекта, позволяющего оптимально решать встающие перед человеком жизненные задачи путём одновременного удержания множественных свойств окружающих объектов и способности встать на точку зрения другого человека, взглянуть на объект с другой стороны. Л.С. Выготский описывает развитие как окультуривание натурального, овладение системами средств, которые формируют произвольное поведение и позволяют человеку овладеть собственными психологическими процессами; это могут быть внешние знаки (А.Н. Леонтьев), теоретические понятия (В.В. Давыдов), сенсорные эталоны (Л.А. Венгер) и др. По Н.Е. Вераксе развитие человека заключается в поддержке, сохранении и развитии изначальной, сущностной способности, присущей ребёнку-дошкольнику – способности оперировать противоположностями, находя выход из противоречивой ситуации, не уничтожая ни одну из значимых противоположностей, а выстраивая диалектическое опосредствования, в котором изначально отрицающие друг друга элементы начинают существовать в новом качестве; эта способность называется диалектическим мышлением.

Авторы по-разному описывают путь психологического развития ребёнка, и поэтому результаты научных изысканий реализуются в непохожих образовательных практиках (создание развивающей среды; поэтапное формирование умственных действий; развивающее обучение; диалектическое обучение; программы «Развитие», «Эврика» и «Превращения» для дошкольников и т.п.). Но достижение результатов, на которые направлена каждая из психологически проработанных образовательных программ, становится особенно эффективным именно в билингвальной (или полилингвальной) среде. Погружение в неё позволяет изживать познавательную центрацию (вставать на позицию другого человека – носителя иной культуры и языковых норм), формировать новые системы знаков (второй язык), развивать творческое, диалектическое мышление (в ситуации, когда вместо одной нормы возникает две и более, рождается предположение о том, что могут быть и иные нормы, ещё неосвоенные, неизвестные; причём, такая ситуация может быть не только в отношении языков общения, но и любой деятельности).

Если же происходит реальное психологическое развитие ребёнка, то и освоение другого языка становится не навязанной внешней данностью, а внутренней необходимостью, творческой самореализацией и раскрытием личностного и интеллектуального потенциала.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100