Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция русских школ в Лионе> Проектно-экспертные секции по разработке современной модели развивающей среды преподавания

Проектно-экспертные секции по разработке современной модели развивающей среды преподавания литературы и русского языка как иностранного




21 сентября в рамках международной конференции русских школ дополнительного образования состоялась работа двух секций: по программам дошкольного образования и по программам общего и дополнительного образования.

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" выступила с сообщением «Билилингвальная среда развития дошкольников».

Снежана Северинова, преподаватель русского языка как иностранного, UPTdeViron рассказала об индивидуальном подходе в обучении русскому языку как иностранному.

Ирина Ковалевская, координатор творческих и культурных мероприятий, Ассоциация русской культуры города Страсбурга, Образовательно-развивающий центр «Радуга» (Франция), рассказала о программах билингвального обучения в подростковой школе: технологиях и методиках реализации.

А эксперт Елена Восторгова рассказала про развитие оценочной самостоятельности ребенка в процессе обучения русскому языку как иностранному.

По ее мнению, оценочная самостоятельность – краеугольный камень учебной самостоятельности, важнейшей характеристики личности как субъекта учения. Оценка – это стартовая и финишная линии любого акта учебной деятельности, без нее невозможно чему-либо учить. Вместе с тем все большую значимость приобретает и умение ребенка самостоятельно оценить результативность своего обучения. Насколько способствует сложившаяся системы оценки развитию оценочной самостоятельности?

Есть ли недостатки?

Вне зависимости от того, какой именно системой пользуются учителя (как правило, это балльно-рейтинговая система различных диапазонов), все они перечисляют примерно такие недостатки.

А что должно быть?

На этот вопрос педагоги отвечают так: оценка должна быть информативна, объективна, отражать индивидуальный прогресс, вселять уверенность в себе, создавать позитивное отношение к обучению, повышать интерес к тому, что изучается, мотивировать ребенка на совершенствование своих навыков, развивать способность адекватно оценивать свои результаты, задавать алгоритм движения к успеху (раскрывать, как получить более высокий результат), минимизировать психологический дискомфорт при неудачах.

Можно ли учить без оценок? А без отметок?

В России сейчас в 1-х классах учат без отметок, это требование введено не так давно. Многие психологи говорят родителям: «Если вы хотите вырастить неудачника, почаще сравнивайте его со своими детьми». Использование балльно-рейтинговой системы в любом ее воплощении в младшем школьном возрасте действительно может нанести ребенку непоправимый урон, в особенности, если у него еще не сформирована адекватная самооценка своих возможностей и нет устойчивой внутренней мотивации к учению. Использование отметок в раннем детском возрасте может сформировать ложную мотивацию к обучению – желание учиться не ради себя самого, а ради похвалы взрослых, внешних стимулов. Практика безотметочного обучения часто вызывает множество вопросов, не только у родителей, но и у педагогов. Неужели можно учить ребенка без отметок?

По мнению Елены Восторговой, без отметок (баллов) – можно, а без оценки, конечно ,нельзя. При этом важно различать эти понятия.

Режим безотметочного обучения позволяет организовать процесс оценивания таким образом, чтобы ребенок был сам его субъектом. Именно обучающийся должен сам решать, что именно оценивать, когда и как. Российский психолог Галина Цукерман предлагает педагогам руководствоваться «принципами оценочной безопасности», к которых раскрыты эти вопросы. Она обращает внимание на то, что темп работы, например, на начальном этапе обучения не может быть предметом оценивания, как и другие личностные характеристики (особенности памяти, внимания и пр.)

Чтобы научить ребенка адекватно и конструктивно оценивать результат своей работы, его надо научить определять критерии, по которым данная работа оценивается. Но критерии – это не просто количество ошибок или правильно решенных задач. Критерии – это качественные аспекты работы. Ведь главная функция оценки – это помочь в будущем получить более высокий результат. Оценка – механизм совершенствования результата. Поэтому она должна фиксировать результат качественного анализа работы. Дети вполне способны ответить на вопрос, например, про диктант: что значит, выполнить этот вид работы хорошо (написать его грамотно, аккуратно, соблюдая каллиграфию). Так вырабатываются критерии оценки самим детьми (конечно, под руководством педагога). Таким образом, важно, чтобы для каждого вида работы было выделено несколько качественных критериев.

Елена Восторгова в своем докладе предложила рассмотреть особенности критериального оценивания на примере обучения русской грамоте ребенка, обучающегося русскому письму в рамках изучения его как иностранного. В русской грамоте нет однозначного соотношения звуков и букв. Если у ребенка нет представления об общих способах обозначения звуков русскими буквами, освоение русского письма может быть связано со значительными трудностями.

Можно показать детям эти принципы и установить отношения между звуками (отмечены условными значками – квадратиками и кружочками) и буквами с помощью стрелочек (дети говорят, что так мы показываем «работу» букв). В методике этот вид работы называется звуко-буквенным анализом. В нем есть три составляющих, которые могут быть тремя критериями оценивания (правильность звуковой схемы, правильность буквенной записи и правильность определения «работы» каждой буквы). Результат такого оценивания (три разных оценки) фиксируется в детской тетради с помощью трех условных шкал («волшебных линеечек»).

Удобно также использовать критериальные таблицы, где объектом оценивания становятся операции, составляющие осваиваемое действие. В шапке таблицы – все операции ,которые нужно выполнять при звуко-буквенном анализе (различение гласных и согласных звуков, определение места ударения, определения твердости или мягкости согласного звука и пр.) С помощью такой таблицы и ребенок, и родитель сразу увидят, с какими действиями нет проблем, а какие еще требуют дополнительной тренировки. Ребенок может сам заполнять такую таблицу после проверки работы учителем. Возможна также и проверка работы самим учеником, если ему после выполнения задания предоставлен эталон правильного выполнения по типу игры «найди 5 различий).

Иногда есть необходимость самим детям оценить и результаты устной работы (правильность ответа , подобранного слова к заданию, перевода и пр.). Для организации такого оценивания очень удобно использовать специальные знаки согласия/несогласия. Можно использовать специальные карточки или простые жесты, о которых дети договариваются. Важно то, что инициатива оценивания здесь принадлежит самим детям. Учитель не дает своей оценки, а только организует дискуссию по оценке того или иного вида работы в случае необходимости.

Для детей более старшего возраста можно предложить и более разнообразные формы оценивания: это и балльные системы, и процентное выражение оценки, индивидуальные оценочные листы, специфической формой оценивания для старших учеников является зачет. Функцию оценивания может выполнять и портфолио, а также результаты участия во всевозможных конкурсах, детских конференция и выставках. Важно, чтобы все эти формы, наряду с обычной общепринятой балльной системой, использовались в образовательном процессе.

Елена Восторгова привела пример индивидуального оценочного листа для оценивания результатов изучения особенностей родственных слов в русском языке. Эта тема чрезвычайно важна в любом курсе русского языка как иностранного, так как умение устанавливать родственные связи между словами помогает ребенку усвоить и новую лексику, и научиться самостоятельно осуществлять морфо-семантический анализ слов для продуктивного перевода и понимания любого русского текста.

Как научить детей оценочной самостоятельности? Эту задачу невозможно решить, не изменив саму процедуру оценивания. Детское действие оценки предшествует оценке взрослого (учителя), это принципиальный момент.

Есть еще один важный элемент предлагаемой технологии оценивания. Так как нас больше всего интересует индивидуальная динамика ребенка – то есть улучшение его результата по отношению к самому себе, очень важно зафиксировать стартовый результат (чтобы потом его можно было сравнить с итоговым!) В самом начале занятий (учебного года) проводится специальное тестирование (стартовую работу), которое позволяет самому ребенку понять, что из изученного ранее он хорошо помнит, а что требует усиленного повторения. Кроме того, стартовые работы могут использоваться для постановки изучения новых тем в будущем учебном году. Если к этой технологии есть интерес, я могу после выступления более подробно рассказать о принципах составления и оценивания таких работ.

У всех детей разные возможности, и нас не интересует «средняя температура по больнице» - это устаревший подход к оцениванию. Главный смысл оценивания – показать ребенку его собственный прогресс, а не сравнивать его результат с результатом соседа по парте.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100