Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VII Международный Байкальский образовательный форум> Круглый стол по вопросам развития среднего профессионального образования

Круглый стол по вопросам развития среднего профессионального образования в рамках реализации Национального проекта «Образование»




16 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялся круглый стол по вопросам развития среднего профессионального образования в рамках реализации Национального проекта «Образование». Модератор: Инна Черноскутова, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства просвещения Российской Федерации.

Участников круглого стола приветствовала Инна Черноскутова, в своем выступлении выделив ключевые аспекты совершенствования системы профобразования в рамках Национального проекта «Образование». Координаты изменений определяются поручениями Президента и Правительства, документами стратегического планирования, проектами и инициативами институтов развития. Среди основных Инна Черноскутова выделила: развитие материально-технической базы образовательных заведений, подготовка кадров для современной экономики и обеспечение доступности образования. При этом выступающая отметила, что страна ждет не чемпионов WorldSkills, а развития образования. Была выделена проблема создания в России центров опережающей подготовки (ЦОП) кадров по стандартам WorldSkills, которые будут иметь коммуникационные функции, это будут своеобразные коворкинг-зоны, которые объединят интересы работодателей и образовательных организаций в целях выработки методики подготовки кадров для экономики страны. При этом точка может находиться в образовательном учреждении, к ней будет примыкать несколько лабораторий. Цель ЦОП – организация пространства для профессиональных проб школьников, создание «карусели» профессий.

Для того чтобы транслировать эти изменения в систему подготовки кадров и распространить новые модели, механизмы и практики, Президентом и Правительством были даны поручения о разработке соответствующей программы развития профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации. Программа ориентирована на модернизацию региональных колледжей и адресно направлена на региональные кадровые стратегии. Отвечая на внешние и внутренние вызовы, необходимо: во-первых, увеличить доступность современных качественных программ для всех групп населения, независимо от места проживания, обеспечить доступ к современной инфраструктуре. Во-вторых, обеспечить эффективность мероприятий на федеральном и региональном уровне. В-третьих, осуществить подготовку кадров, способных реализовать планируемые изменения.

Важным результатом должно стать удовлетворение кадрового дефицита. Чтобы выпускники СПО легко адаптировались на развивающихся производствах в высокотехнологичном сегменте, необходимо понимать, какие профессии и специальности будут востребованы в перспективе, какими новыми компетенциями должен обладать выпускник, кто будет формировать эти компетенции, где создать соответствующую материальную базу и правильно выстроить рациональную логистику. Для решения этих задач необходим новый перечень профессий и специальностей СПО.

Развивается механизм независимой оценки компетенций в виде демонстрационного экзамена. Впервые в этом году 46 колледжей из 24 субъектов Российской Федерации провели государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена. Более 1000 выпускников получили дипломы по результатам независимой оценки.

Инна Черноскутова подчеркнула необходимость в повышении привлекательности профессионального образования и престижа рабочих профессий для молодежи. В средние профессиональные учебные заведения должны приходить не те, кто не попал в вузы, а те, кто ориентирован на успешную карьеру на производстве. Необходимы новые модели профессионального воспитания, поддержки инициатив стартапов.

Галина Фомицкая, первый заместитель министра образования и науки Республики Бурятия в своем докладе обратила внимание на необходимость взгляда на качество профессионального образования через призму регионального проекта «Молодые профессионалы». В этой связи было предложено обсудить ряд вопросов нормативно-правового сопровождения реализации перспективных направлений развития среднего профессионального образования. Во-первых, планируется увеличить численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, прошедших государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена, с учетом опыта WorldSkills до 1,8 тысяч человек, что составляет 50% от общего количества.

Во-вторых, поставлена задача по созданию мест для обучения по программам «прикладного бакалавриата» в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Преимущество прикладного бакалавриата очевидно – это практикоориентированная подготовка высококвалифицированных специалистов.

В-третьих, необходимо рассмотреть вопрос о независимой оценке квалификации (сертификация квалификаций) как форме независимой оценки качества профессионального образования.

В-четвертых, внедрение результатов инновационной деятельности в практическую сферу – это основная категория инноватики. Предложение заключается в том, чтобы выступить с инициативой о внесении изменений в законодательство и наделить правом профессиональные образовательные организации создавать малые инновационные предприятия.В-пятых, согласно проекту «Молодые профессионалы» Министерство образования и науки Бурятии готово представить свое видение модели Центра.

Жанна Терукова, начальник отдела профессионального образования Минобразования Забайкальского края представила опыт подготовки кадров со средним профессиональным образованием в Забайкальском крае, обозначив тенденции его развития. Была выделена проблема сетевых договоров и возможности работы в сети, которая имеет проблемы, так как процедура требует лицензирования.

Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» выделил проблему взаимодействия между работодателями и СПО в области педагогического образования. В этом смысле эффективным путем может стать использование модернизации образовательной области «Технология» в школе. Роман Селюков акцентировал внимание на необходимости развития в СПО дуальной формы обучения, на возможности прихода студентов СПО в школы для практической пробы своих педагогических компетенций.

Олег Якимов, председатель Республиканской общественной организации «Совет директоров профессиональных образовательных организаций», директор АОУ СПО Республики Бурятия «Политехнический техникум» выступил с докладом «Проблемы модернизации СПО в целях устранения дефицита рабочих кадров в Республике Бурятия», в котором обозначил, что модернизация профессиональных образовательных организаций должна происходить на основе тесной взаимосвязи сектора образования и рынка труда, образование должно меняться вслед за изменениями в экономике. Чтобы реализовать этот принцип на практике уже сегодня техникумы и колледжи участвуют в федеральных программах и проектах, которые позволяют получить дополнительную государственную поддержку.И только в совместном взаимодействии всех заинтересованных сторон (власти, образования, бизнеса, общества) возможно устранение дефицита рабочих кадров в Республике Бурятия и ее ускоренное развитие. Олег Якимов внес предложение создать республиканскую систему профессиональных конкурсов, нацеленную на предоставление гражданам возможностей профессионального и карьерного роста, Министерству просвещения Российской Федерации выступить с инициативой в Правительстве Российской Федерации по разработке механизмов стимулирования участия работодателей в подготовке высококвалифицированных кадров.

Снежана Тулухеева, Ирина Цыренова, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100