Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Экспедиция №1 в Улан-Удэ




16 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялась экспедиция в образовательные организации г.Улан-Удэ.

Открыла работу экспедиции «Акселератор идей: эко-площадка 113» Любовь Цепкова, первый заместитель Председателя Комитета по образованию г.Улан-Удэ, отразив основные направления работы городского комитета по образованию и экологическому воспитанию населения. С приветственным словом выступил Батор Лудупов, директор МАОУ «СОШ №63», отметив важность решения задачи занятости, досуга и экологического воспитания детей именно в месте интенсивной застройки, повлекшей за собой резкое увеличение численности населения. Эко-площадка позволит создать территорию комфортной ландшафтной зоны в микрорайоне. Данный проект соответствует всем современным эстетическим и экологическим требованиям. Одной из задач является определение, насколько актуальна проблема загрязнения окружающей среды для микрорайона школы, определение наличия загрязнения воды и воздуха путем проведения физико-химического анализа проб почвы, растительности и проб талого снежного покрова.

По последним исследованиям экологов, город Улан-Удэ входит в число 30 наиболее загрязненных городов России, где индекс загрязнения атмосферы превышает 14, загрязнение почв города имеет полиметалльный и мозаичный характер, связанный со спецификой производственной деятельности предприятий промышленности, теплоэнергетики, а также интенсивностью потоков железнодорожного и автомобильного транспорта. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, 23% всех заболеваний и 25% всех случаев рака обусловлены воздействием факторов окружающей среды, в том числе и загрязнения атмосферного воздуха. Среди большинства элементов и веществ, загрязняющих окружающую среду, в силу высокой потенциальной опасности особое место принадлежит тяжелым металлам. Город Улан-Удэ – это один из крупных индустриальных центров Восточной Сибири, в атмосферу которого выбрасываются значительные количества загрязняющих веществ, в том числе тяжелые металлы. Поступая в атмосферу, они постепенно оседают на поверхности земли и депонируются в основном в верхней части почвенного покрова.

В рамках работы экспедиции «Акселератор идей: эко-площадка 113» в МАОУ «СОШ № 63» г.Улан- Удэ были представлены следующие лаборатории: «Экосила», «ЭкоГРАД», «Дивный парк», «Живая вода».

Основной задачей работы лаборатории «Экосила» являлось определение некоторых физических параметров территории (уровень шума, освещенность, размеры и местоположение эко-площадки)и разработка эко-конструкций для создания благоприятной экологической обстановки на территории парка (механизмы защиты от песка и проекты эко-урны).Лаборатория работала в трех группах: «Техники» и «Конструкторы» проводили определение уровня шума, освещенности, размера и местоположения; «Изобретатели» занимались разработкой проектов эко-урн.

В ходе работы были определены физические параметры территории микрорайона 113: уровень шума, освещенность, размеры и местоположение площадки, а также предложены механизмы для защиты помещений от песка и предложены проекты эко-урны.

Все исследования выполнялись согласно следующих методик: определение загрязнений, производимых автотранспортом; определение содержания количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу; определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования; определение содержание свинца в зеленой массе газонных трав; определения содержания свинца в листьях растений; определение содержания свинца и хлоридов в почвенной вытяжке; определение загрязнений воздуха по снежному покрову; определение физических и химических свойств талого снега.

Целью работы лаборатории «Дивный парк» являлось создание проекта эстетического преобразования земельного участка на территории микрорайона с учетом его экологических особенностей. В ходе работы были решены основные задачи: определено местоположение территории; изучен видовой состав растений на территории; исследована почва; подобраны растения, которые будут произрастать в данных условиях; проведено условное деление территории на зоны; для каждой зоны спроектирована модель озеленения в программе GardenPlanner.

Материалом для исследования служили типичные представители флоры парковой зоны: клевер люпиновый, вика лесная, нивянник, подорожник, эдификатором являлась сосна обыкновенная. По результатам проведенной работы были предложены варианты озеленения и визуализации зон отдыха, игровой зоны и хозяйственной зоны в 2Dи 3D режиме.

Цель лаборатории «Живая вода» - исследовать свойства воды из разных источников в 113 квартале, сформулировать гипотезу, а затем проверить ее с помощью Лабдисков и химического анализа. Разработать рекомендации по использованию воды на экоплощадке.

Микрогруппы лаборатории: химический анализ воды; исследование кислотности; измерение электропроводности; измерение мутности.

Участники лаборатории проектирования эко-площадки «ЭкоГРАД» проектировали и создавали макет экологической площадки в 113 микрорайоне г. Улан-Удэ. Основными задачами являлосьвовлечение учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума, развитие у детей исследовательских, коммуникативных и творческих способностей учащихся, создание проекта эко-площадки вблизи школы.

В ходе экспедиции состоялась деловая игра «ЕГЭ для родителей», которая посвящена ознакомлению родителей с процедурой ЕГЭ от регистрации и выхода из аудитории, рассмотрены различные конфликтные ситуации, изучены проблемы при заполнении бланков. Благодаря акции, родители нынешних и будущих выпускников школы смогут лучше познакомиться с процедурой ЕГЭ. Сдав свои телефоны на входе, они, как и другие участники, прошли в аудиторию сдавать ЕГЭ по русскому языку. Экзамен для родителей был в сокращенном виде и продолжался около 30 минут. В аудиториях – абсолютная тишина. Родители, уткнувшись в раздаточные материалы, отвечают на вопросы, не предпринимая никаких попыток что-то подсмотреть в телефоне. Все они пришли сюда попробовать силы и узнать объективный результат. Учителя, несмотря на то что экзамен «понарошку», ведут себя строго, увидев поднятую руку – подходят, однако на вопросы, не разрешенные регламентом, не отвечают.

В рамках экспедиции состоялось написание Тотальных диктантов по русскому языку и бурятскому языку. Тотальный диктант по русскому языку посвящен теме: «Валерий Инкижинов – первый бурятский актер». Наиболее заинтересованными в навыке грамотности по результатам исследования одного из кадровых агентств, стали работники сферы услуг, обогнав при этом и топ-менеджмент, и профессии, непосредственно связанные со словом. Ведь знание своего языка напрямую влияет на карьерный рост и уровень зарплаты. Помочь людям проверить и повысить свою грамотность призван Тотальный диктант. Быть грамотным – это не привилегия гуманитариев-филологов. Участие в диктанте – это вызов себе, состязание, в первую очередь, с самим собой. И оценка – это не ярлык, это повод выяснить, над чем стоит работать. Участники экспедиции еще раз убедились в том, что быть грамотным – это не просто нормально, это нужно и важно для каждого современного человека.

Тотальный диктант по бурятскому языку прошел по теме: «Манайниислэлхото – Улаан-Удэ» (наша столица – город Улан-Удэ). Целью мероприятия стало привлечение внимания населения к вопросам грамотности и культуре грамотного письма, а также обозначения проблемы сохранения бурятского языка как национального достояния народа республики. В настоящее время языковое многообразие и многообразие культур рассматриваются как один из наиболее ценных элементов мирового культурного наследия. Бурятский язык Законом РБ «О языках народов Республики Бурятия», принятым 10 июня 1992 г. провозглашен государственным языком, что предполагает его активное употребление в политической, социальной и культурной сферах. Поэтому первоочередной задачей современной языковой политики республики является сохранение бурятского языка как базовой этнической ценности и повышения роли бурятского языка как государственного.

Надежда Алексеева, Ирина Телешева, Елена Санжижапова, аналитическая группа Республики Бурятия







Что школа может сделать для микрорайона

Во второй день работы Байкальского образовательного форума одной из рабочих площадок, принимающих гостей, стала СОШ № 63, которая представила образовательное событие - проект «Экологическое будущее микрорайона».

Тема родилась неспроста. Активное строительство жилых домов в сотых кварталах г. Улан-Удэ, где находится школа № 63, и интенсивный рост населения района ставит на повестку дня проблему дефицита парковых и экологических зон отдыха. Вокруг школы высятся высотки, детям негде играть, мало зелени. Администрация района предложила школе разработать проект эко-площадки, куда может прийти отдохнуть каждый ребенок или взрослый. Педагоги решили превратить задачу в образовательный проект для старших школьников, а некоторые элементы проекта продемонстрировать участникам БОФ.

В ходе образовательного события сегодня одновременно работало 4 лаборатории. В каждой из них над решением задачи совместно трудились школьники нескольких городских школ гости форума из разных регионов.

Первая группа под названием «Экосила» изучала ландшафт микрорайона, выбирала лучшее место для площадки с помощью google-карт и геофизических измерений местности, а также разрабатывала конструкции устройств и механизмов для экоплощадки. Например, ребята предложили поставить мусорные баки со встроенными механизмами утилизации мусора или придумали конструкции защитных устройств от песка и пыли, актуальные в этом районе с его песчаными почвами.

Группа «Экоград» выполняла не менее важную миссию и разрабатывала сам макет экоплощадки, выделив в ней игровую, рекреационную, экологическую зоны. Ребята и гости форума вместе построили большой 3D-макет будущей площадки из подручных материалов. Ребята также попытались просчитать смету строительства площадки, и здесь опыт гостей - управленцев в сфере образования оказался очень кстати, общими усилиями смета была оценочно составлена.

Представители группы «Живая вода», как настоящие ученые, брали пробы воды из различных источников и с помощью мобильной лаборатории Labdiscоценивали ее качество по параметрам кислотности, мутности, электропроводности и содержанию микроэлементов. Открытием стало, что водопроводная вода в микрорайоне не намного уступает родниковой по своей чистоте – можно пить! Ребята предложили использовать на экоплощадке водопроводную воду для питьевых фонтанчиков, речную – для водоемов, а к роднику проложить экотропу.

Участники группы «Дивный парк» взяли пробы почвы, с помощью Labdiscпроанализировали ее химический состав, и сделали выводы о том, какие растения оптимально приживутся на таком типе почв. Не остановившись на этом, школьники разработали проект ландшафтного дизайна для экоплощадки, в котором для каждой тематической зоны предусмотрели свои виды растений. Проект был сделан как в цифровом виде – с помощью специализированной программы для ландшафтного дизайна, так и в формате объемного макета, сотворенного своими руками.

Сложив воедино результаты работы всех групп во время защиты, школьники получили комплексный проект экоплощадки. В нем было все, что нужно для первичного представления проекта заказчику: обоснование выбора места, планировка, идейное наполнение и дизайн, ландшафтный проект, эко-устройства. Ребята и педагоги планируют продолжить работу над проектом, презентовать его Администрации города и приложить все усилия, чтобы он воплотился в жизнь.

Опыт проведенного события показывает нам, как важно идейное наполнение происходящего. Особенно для подростков, которые рвутся менять мир к лучшему и чувствуют в себе нереализованный потенциал. Современное общество, в котором почти исчезли механизмы для подростковой инициации, ставит подростков в тупик: вы уже не маленькие, но еще не взрослые, чтобы что-то решать. А решать хочется, энергия копится. Куда направить эту энергию - один из вопросов для системы образования в том числе. Почему бы и не на созидание?

На итоговой рефлексии представители регионов много говорили о том, как важно привлекать школы к созданию социальных проектов, действительно актуальных для местного сообщества. Как важно создавать сетевое взаимодействие не только между школами, но и между школой и предприятиями и администрацией района, города.

Потенциал школ в развитии локальных территорий должен быть реализован. Эту идею поддержали все участники мероприятия, а в ходе коллективной работы стихийно родились договоренности о новых проектах между регионами. В совместных экологических проектах со школами Бурятии выразили интерес представители образования Ульяновской области, Забайкальского края и Магаданской области. Так на практике рождается сетевое взаимодействие, и это тоже один из ценных эффектов форума.

Тотальный диктант на бурятском языке – даже для тех, кто его не знает

Кроме интересного проекта по проектированию эко-площадки СОШ № 63 организовала сегодня для Байкальского образовательного форума тотальный диктант на русском и бурятском языке. Тотальный диктант на русском языке, зародившийся как проект в Новосибирске, шагает по миру уже несколько лет. Тотальный диктант на национальных языках – дань уважения культурам народов России.

Темой диктанта на русском языке стало «Валерий Инкижинов – первый бурятский актер», а на бурятском – «Манайниислэлхото – Улаан-Үдэ», что переводится как «Улан-Удэ – наша столица». И если вы думаете, что все участники БОФ отправились писать диктант только на русском, то вы недооцениваете смелость наших гостей. К бурятскому гости привыкали постепенно: сначала послушали текст, посмаковали звучание на слух, потом пытались при помощи модератора интуитивно переводить каждое предложение. Фору имели гости из Тувы и Якутии, все-таки сходство языков помогает. Наставник немного объяснила базовые правила орфографии бурятского языка, и гости - ай была-не была, сели писать диктант. Особенно похвалим гостей из Владимирской и Ульяновской области, которые, не зная языка даже близко, смогли допустить минимум ошибок – аплодисменты героям!

Продолжая погружать участников форума в мир национальных традиций, модераторы предложили им изготовить своими руками национальные головные уборы и сыграть в традиционную бурятскую игру «шагай наадан», символ скотоводства.

Марина Лихошерстных


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100