16 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования:
диалог с обществом» состоялась экспедиция в образовательные организации Кижингинского района Республики Бурятия.
В рамках экспедиции состоялась работа проектной группы по экспертизе и проектированию образовательной среды по шкалам ECERS-R
«Учиться играя и обучаться в игре» на базе МАДОУ Кижингинский детский сад «Жаргал». На территории детского
сада развернулись павильоны-образовательные площадки, в которых вниманию участников Форума были предложены различные форматы
деятельности детей, педагогов, родительского сообщества в рамках сетевого взаимодействия МАДОУ Детский сад «Сэсэг»
и МАДОУ Детский сад «Жаргал» – экспериментальных площадок ФГАУ «ФИРО» с 2017 года по теме «Вариативное
развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования», работающих по программе «От
Фрёбеля до робота – растим будущих инженеров». Основная цель данной парциальной программы – подготовка детей
к изучению технических наук, формирование логического мышления, творческого воображения, познавательной активности. Вниманию
участников Форума было представлено лего-конструирование «Парк развлечений» (педагоги Жаргалма Галданова, Вера Мархаева)
с активным участием родителя Мунко Аюрова, представителя Клуба «Молодых отцов» детского сада «Сэсэг».
Детям было предложено создание различного оборудования для игр и развлечений детей: игровые модули и аттракционы из лего-конструктора.
Вначале дети на компьютере рассмотрели образцы схем, чертежей, моделей, затем приступили к конструированию собственных изделий.
Приготовленное оборудование из конструктора было обыграно детьми в «Парке развлечений», затем дети презентовали
свои изделия, озвучив при этом свои идеи и замыслы.
Далее участники Форума просмотрели лего-конструирование «Мусороперерабатывающий завод» (педагог Цыпилма Баторова).
Детям был предложен различный бросовый материал: пластмасса, дерево, бумага, железо с которыми дети провели элементарные опыты
и эксперименты. По итогам экспериментов ими был сформулирован вывод, что, оказывается, из проблемного мусора можно получить
вторичное сырье, переработав далее в полезные предметы в быту. При обсуждении своих работ дети выдвигали дополнительные предложения,
новые догадки. И как итог деятельности детей: изготовление авторской инженерной книги.
Интересно и увлекательно прошла деятельность детей по строительству железной дороги (педагог Нина Мархасаева) из лего-конструктора
и игрового материала. Возникла идея: построить железную дорогу в родном селе по просьбе игрового персонажа робота Полиробокара.
Дети с увлечением строили железную дорогу, вокзал, автопарк, жилые здания, электростанцию, к которой тянули условные электропровода.
Детьми были озвучены правила безопасности на железной дороге, так как робот решил погулять по рельсам и едва не лишился ног.
Участники Форума с детьми попытались совместно решить несколько проблемных ситуаций, возникающих на дорогах.
На следующей образовательной площадке было развернуто Конструкторское бюро по проектированию и моделированию воздушного транспорта:
самолетов, вертолетов, планеров, конвертопланов. Дети совместно с педагогом Гульнарой Ахмадеевой и родителем Цыремпилом Галдановым
рассмотрели различные модели воздушного транспорта, самостоятельно сделали чертежи и схемы, приступили к изготовлению из лего-конструктора
и дополнительного игрового материала воздушного транспорта. Дети с удовольствием рассказывали о своих поделках, испытывали
их в полете, Итогом работы явилась инженерная книга в помощь детям. Причем, инициативы детей поддерживались взрослыми, при
этом возникали новые детские проекты и идеи.
Этнокультурный компонент основной образовательной программы детского сада был представлен в развлечении «Табан хурган»
на бурятском языке. Дети прекрасно владеют родным языком, знают традиции и культуру бурятского народа. Это было очевидно в
диалогах участников Форума с детьми, в исполняемых детьми песнях, танцах, национальных играх «Шагай наадан». Дети
пригласили гостей поиграть с ними вместе в народную подвижную игру «Волк и ягнята». В качестве подарка дети озвучили
благопожелания участникам Форума.
Участники Форума приняли непосредственное участие в мастер-классах по изготовлению кукол из ложек (педагог Биликма Анзанова),
«Фелтинг» – валяние шерсти (педагог Амгалан Доржиева), изготовление книжек-малышек (педагог Соелма Долгорова,
родитель Татьяна Ильющенко). Для работы был предложен различный материал на выбор: фетр, ткани, веревки, тесьма, пряжа, бумага
различной структуры, стразы, бусы, пуговицы, разноцветная шерсть, мягкая проволока и прочее. Сувениры и поделки дети подарили
участниками Форума. Неким эмоциональным итогом работы экспедиции явилась релаксация «Экология души» на основе технологии
«Арттерапия». Дети и взрослые дарили друг другу улыбки, доброжелательное отношение, позитивное общение. Дети и взрослые
приготовили подарки из кинетического песка любимым игрушкам в группе.
Во время экскурсии по детскому саду участники Форума отметили, что здесь выстроена хорошая развивающая предметно-пространственная
среда, где ребенок может организовать свой самостоятельный досуг, имея право выбора, удовлетворить индивидуальные интересы,
способности и возможности.
Елена Лоншакова, заместитель начальника Управления образования администрации Аскизского района Республики Хакассия, высказала
свое мнение о значимости и эффективности шкал ECERS-R для оценки качества дошкольного образования, отметив при этом, что сама
система давно нуждается в оригинальном и вместе с тем, удобном в использовании инструментарии оценки качества дошкольного
образования. Также ею была отмечена хорошая материально-техническая база детского сада, где практически не видна особая разница
между сельским и городским дошкольным учреждением.
Ольга Жапова, главный специалист Управления образования администрации Могойтуйского района Забайкальского края, отметила,
что в рамках реализации ФГОС ДО очевидны существенные изменения в содержательных линиях деятельности дошкольных учреждений,
работа по формированию субъектности ребёнка в формате событийности и проектной деятельности. Также поделилась практическим
опытом перехода дошкольных образовательных организаций района и края на реализацию программ нового поколения, таких как «Вдохновение»,
«На крыльях детства», «Открытия».
Татьяна Баторова, социальный партнер и спонсор Верхне-Кижингинской СОШ озвучила, что третий раз является участником Байкальского
образовательного форума, сказав о том, что современные дошкольники очень развиты, владеют необходимыми коммуникативными навыками
– это люди будущего.
Цоодол Бурмаа, профессор Монгольского государственного университета (г. Улан-Батор), поделилась с участниками Форума мнением,
о том, что необходимо менять профессиональную позицию, тип мышления и менталитет современного педагога. Ее давно волнует вопрос:
почему хорошие и непосредственные дети в будущем иногда становятся не очень хорошими людьми. Чья в этом вина? – образования.
Возможно, дошкольного. Необходимо международное сетевое сотрудничество, проведение совместных дистанционных семинаров и фестивалей
по обмену опытом. 80% педагогов дошкольного образования окончили Монгольский университет, на его базе открыт детский сад,
где студенты непосредственно проходят практику. Почему бы не проводить международную стажировку на базе монгольских и российских
дошкольных учреждений?
В ходе экспедиции также проведена работа проектных групп по экспертизе и проектированию образовательной среды по шкале SAСERS
«Образовательная среда как совокупность условий и факторов, обеспечивающих возможность для развития поликультурной личности».
В рамках образовательной площадки состоялась деятельностная игра «Проживание школьной жизни» на базе Кижингинской
средней общеобразовательной школы имени Хоца Намсараева. Программа образовательной площадки была представлена в виде 8 ходов
шахматной партии (рапидов): «Байкальский меридиан», «Грейп сид», «Ментальная арифметика», «Художественный
салон», «Литературная гостиная», «Истоки», «Школьный альянс», «Эндшпиль» (финальный
этап игры). Участники форума неоднократно отмечали успешную реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного
подходов в форме не отдельных, специально подготовленных мероприятий к Форуму, а длительной и целенаправленной работы с обучающимися.
Лхама Рабданова, ректор по научно-методической работе Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы
Забайкальского края отметила индивидуальный подход к каждому ученику, практико-ориентированное обучение. Трендом является
именно развитие ребенка в аспекте системно-деятельностного подхода.
Галина Ядагаева, и.о.ректора Института повышения квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки работников образования
Республики Алтай поделилась своими впечатлениями: «Мы видели не «натренированные» мероприятия, а результаты
работы, реализованные проекты по прошлому году, - то, что за один день не сделать».
В процессе обсуждения работы площадки участниками Форумы были высказаны следующие тезисы:
- Создание межрегионального сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций,
проектирование совместных сетевых образовательных программ, проведение совместных сетевых образовательных событий.
- Повышение профессиональных компетенций и профессиональной культуры педагогов дошкольного
образования посредством проведения международных стажировок, дистанционных встреч и практикоориентированных семинаров в сети
Интернет.
- При организации региональных, всероссийских Форумов и Фестивалей уделять особое внимание
актуальным проблемам и перспективам дошкольного образования во всех аспектах.
- Применять шкалы ECERS-R в работе дошкольных образовательных организаций, так как оценка
качества дошкольного образования по данным шкалам ведет к его позитивному изменению.
Раиса Карпова, аналитическая группа Республики Бурятия
|