Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Образовательная площадка № 6. Высшее образование




15 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялась работа образовательной площадки «Развитие высшего образования»: «Учитель XXI века».

Работу образовательной площадки открыл ректор Бурятского государственного университета Николай Мошкин. С приветственными словами выступили депутат Государственной Думы Российской Федерации Александр Пятикоп и заместитель министра образования и науки Республики Бурятия – Председатель комитета экономики и кадровой политики Доржи Ангархаев. В приветственных словах спикеры отметили важность системы подготовки педагогических кадров и пожелали успешной работы участникам Форума.

Ректор ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» Ирина Лазаренко выступила с докладом, посвященным образовательной инфраструктуре подготовки педагогов в Алтайском государственном педагогическом университете. В частности, среди инновационных тенденций были отмечены следующие направления: организация длительных педагогических практик в сельской местности для студентов АлтГПУ и временное замещение ими педагогических кадров с сохранением стипендий и заработной платы, создание центров по работе с абитуриентами в школах «Школа будущего учителя», создание региональных площадок по подготовке вожатых, сохранении бесплатных археологических и этнографических практик.

С докладом «Опыт МонГУО: процесс реформы качества программы по педагогическому образованию» выступил проректор по международным связям Монгольского государственного университета образования, профессор Бурмаа. В докладе были освещены основные моменты реализации реформы системы образования Монголии, начатой в 2014 году, в соответствии с государственной политикой в области образования, особенно с новым фундаментальным ядром учебной программы дошкольного, начального и среднего образования. Докладчик подчеркнула, что университет осуществляет комплексные меры по системному реформированию стратегии своего развития, состава, структуры, а также образовательных программ высшего образования всех ступеней. Реформированная программа рассматривается как основанная на ценностях, результатах, активной учебной деятельности обучающихся, которые ставятся во главу угла системы образования.

Заведующий кафедрой общей психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» Ольга Зайцева выступила с докладом «Проблема подготовки педагогических кадров в вузе в условиях модернизации образования». В докладе отмечается необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики в части образовательных программ. Докладчиком были озвучены ряд проблем и предложений по их разрешению. В частности, был предложен переход к деятельностной парадигме подготовки педагогических кадров с приоритетом практической подготовки студентов построению деятельностной основы образования детей дошкольного возраста для преодоления проблемы сохранения репродуктивной модели обучения будущих воспитателей, не ориентированной на развитие проектных компетенций по моделированию игровой, продуктивной и коммуникативной образовательной среды.

С докладом «Профессиональная подготовка учителя в условиях классического университета: опыт, проблемы, перспективы» выступил заведующий кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» Иннокентий Маланов. В докладе отмечались острые проблемы подготовки педагогических кадров в условиях классического университета, таких, как: недостаточное количество часов на педагогическое образование, высокая заформализованность деятельности учителя, зависимость деятельности педагога от числа обучающихся. Был предложен вариант разрешения указанных проблем за счет увеличения бюджета времени в образовательных программах на педагогическую практику, выделение из числа лучших образовательных организаций Республики и г.Улан-Удэ стажировочных площадок с особыми правами и обязанностями, внедрение дуального обучения в системе профессиональной подготовки учителя.

В докладе проректора ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» Эржены Цыбиковой была представлена система дополнительного профессионального образования, реализуемая в Республике Бурятия, а также проблемы её совершенствования. Указывается, что существующая модель повышения квалификации педагогических работников недостаточно мобильна. Была предложена персонифицированная система повышения квалификации, включающая в себя новые формы повышения квалификации, контроля, аттестации, мониторинга и исследования процессов.

Директор ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж» Светлана Нимбуева в докладе «Современные аспекты реализации практико-ориентированного подхода в условиях педагогического колледжа» подчеркнула, что Байкальский образовательный форум предоставляет хорошую платформу для сотрудничества и обмена опытом с российскими и зарубежными специалистами в области образования. В целях формирования у студентов ключевых профессиональных компетенций колледж ведет работу в трех направлениях: создание благоприятной среды, развитие механизмов государственно-общественного управления, развитие педагогических ресурсов и укрепления системы управления.

В докладе «Актуальные вопросы совершенствования региональной системы дополнительного профессионального образования» председатель Бурятской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Лариса Жанаева подняла острый вопрос о системе оплаты учительского труда, социальной привлекательности профессии учителя. Был предложен переход на единую федеральную систему оплаты труда, высказана необходимость повышения уровня доходности педагогического труда. Также была отмечена излишняя заформализованность учительского труда, высокая загруженность учителя.

В ходе дебатов и тематических обсуждений были рассмотрены проблемы совершенствования педагогического образования в регионах России, в том числе вопросы участия в конкурсах профессионального мастерства и их влиянии на повышение квалификации и творческое развитие педагогов, о взаимодействии между образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов для сферы образования, потенциальными работодателями и органами управления системой образования, о возможности непрерывного образования населения как источника экономического и социального развития регионов.

По итогам работы площадки, учитывая информацию, обозначенную в докладах и презентациях, были предложены следующие решения и пути взаимодействия по совершенствованию подготовки педагогических кадров:

  1. Усиление практической направленности обучения.
  2. Развитие школьно-университетского партнёрства и сетевого взаимодействия учреждений, участвующих в подготовке педагога.
  3. Создание общественно-профессиональной системы оценки качества образовательных программ, отражающей специфику педагогического образования.
  4. Приоритетный прием на бюджетные места по педагогическим программам работающих в системе образования, мотивированных к педагогической деятельности.
  5. Разработка системы мер по обеспечению совершенствования существующей системы непрерывного образования адекватно требованиям, предъявляемым к работникам образования на основе сетевого взаимодействия учреждений образования и науки, а также научного сопровождения инновационных процессов в системе подготовки педагогических кадров.
  6. Создание регионального ресурсного центра непрерывного педагогического образования на базе ФГБОУ ВО БГУ, осуществляющего подготовку педагогических кадров, с целью обеспечения условий непрерывного роста профессионального мастерства педагогов.
  7. Сочетание реализации образовательных программ повышения квалификации, обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов), программ самообразования, стажировки педагогических работников специалистов и создание системы признания результатов такой работы.
  8. Содействие расширению форм и моделей частно-государственного партнерства, механизмов финансирования со стороны региона в целях обеспечения доступности программ дополнительного образования по приоритетным направлениям, включая программы по формированию у обучающихся базовых навыков программирования.
  9. Совершенствование системы грантовой поддержки общеобразовательных организаций и вузов через региональные программы и проекты, обеспечивающие значимые результаты реализации проектно-ориентированных образовательных программ инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельных программ естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
  10. Разработка региональных программ поддержки молодых педагогов в сельской местности по аналогии с программой «Земский доктор».
  11. Проведение совместных с педагогическими вузами республиканских олимпиад по педагогике и психологии для учащихся 10-11 классов.
  12. Разработка республиканской программы «Наставничество».

Обмен мнениями участников образовательной площадки «Учитель XXIвека» показал, что сегодня школе нужен учитель-исследователь, новатор, ученый, педагог, воспитатель, яркая личность, обладающая разносторонними знаниями, умениями, профессиональными компетенциями. Современная школа нуждается в образованном, активном, талантливом учителе, умеющем работать в условиях меняющегося мультикультурного мира.

Сономбал Содномов, Наталья Жамсаранова, Игорь Бадиев, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100