Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VII Международный Байкальский образовательный форум> Образовательная площадка № 3. Развитие среднего общего образования

Видеозаписи трансляций

14 августа. День первый

Открытие. Работа “Инженерной культуры”

Открытие. Работа “Сетевых практик креативного мышления”

15 августа. День второй

Инженерная культура

Сетевые практики креативного мышления

Образовательная площадка № 3. Развитие среднего общего образования







Сегодня в рамках Байкальского образовательного форума на базе СОШ № 32 г. Улан-Удэ была представлена сетевая подростковая школа, организованная экспертами Института проблем образовательной политики «Эврика».

В проекте приняли участие ребята из городских школ № 7, 26, 32, 56 и в дистанционном формате, посредством удаленной он-лайн трансляции – ученики школ Кижингинского и Селенгинского районов.

Обучение в Сетевой подростковой школе разворачивалось в трех направлениях: Школа инженерной культуры, Сетевые практики креативного мышления, Экология образовательного пространства (работа с мобильной цифровой лабораторией Labdisc). Программа предполагала смену площадок, чтобы каждый ученик смог попробовать свои силы в разных направлениях.

Юные инженеры строили капсулу для успешного приземления космонавта с космического корабля на Землю и проводили опытные испытания своих изобретений. На роль космонавтов взяли вареные и сырые яйца. Инженерный цикл включал в себя разработку техпроекта, предварительную его защиту, составление заявки и получение необходимых материалов, создание опытного образца и его тестирование. Зрелищным завершением площадки стало соревнование капсул, или Инженерный баттл, который прошел в несколько этапов запуска изобретений с пассажиром внутри с разной высоты. Причем, в баттле одновременно принимали участие как школьники базовой площадки в 32 школе, так и ученики Кижингинского и Селенгинского районов, которые демонстрировали запуск своих изобретений в формате он-лайн трансляции. Победители нашлись и здесь, и там. Лучшие инженерные группы, благополучно доставившие на Землю целых «пассажиров», с удовольствием поделились друг с другом секретами своих конструкций.

Участники направления «Сетевые практики креативного мышления» в это время придумывали проект Уникального учебного центра, который должна отличать оригинальная идея и воплощение. Разделившись на подгруппы, школьники разработали несколько концепций таких учебных центров, и защищали свои идеи перед аудиторией. На общую защиту выходили и ученики школ Кижингинского и Селенгинского района в формате телемоста. В ходе итоговой рефлексии модератор группы А.Б. Воронцов отметил, что большинство групп выбрали создание школьных центров, направленных на творческое и личностное развитие, что отражает повышенный подростковый интерес к изучению собственной уникальности и тягу к свободному самовыражению.

В третьей группе, работающей с мобильной лабораторией Labdisc, ученикам предоставили возможность самостоятельной работы с цифровым оборудованием. Подростки выполняли естественно-научные измерения, проводили опыты, проверяли свои гипотезы, используя возможности мобильной лаборатории Labdisc. Например, во время занятия юным ученым удалось рассчитать объем помещения классной комнаты, измерить уровень шума, влажности и освещенности в школе, оценить толщину стен, измерить уровень кислотности разных напитков, провести различные измерения характеристик человеческого тела и многое другое. Получив практическое задание, ребята использовали исследовательские навыки, научное мышление и возможности оборудования, чтобы не только в теории, но и на практике решить поставленную задачу и получить результат.

Важно отметить, что в работе площадок приняли участие не только ученики, но и их учителя, которые оценили потенциал Сетевой школы и с не меньшим интересом вовлеклись в учебный процесс. Сетевая школа работает на решение сразу нескольких задач. Это практика работы в сетевом формате, когда в образовательный процесс включаются несколько школ одновременно, и они взаимодействуют между собой. Это применение дистанционных и цифровых технологий в образовании, которые в будущем будут распространены повсеместно. И наконец, это метапредметное обучение с элементами проектной деятельности, позволяющее учителю работать на стыке научных дисциплин и развивающее у школьников целостное видение окружающего мира и навыки креативно и комплексно решать практические задачи.

Завтра, 15 августа, после официальной церемонии открытия Байкальского образовательного форума, площадка Сетевой школы продолжит свою работу на базе СОШ № 32. Гости форума смогут принять участие в создании и моделировании сетевой школы, посмотреть, как организован образовательный процесс, какие результаты и форматы возможны в сетевой школе.

Марина Лихошерстных




15 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялась работа образовательной площадки «Развитие среднего общего образования»: «Моделирование сетевой подростковой школы».

Работа образовательной площадки состоялась в МАОУ «СОШ № 32» г.Улан-Удэ. Заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина, приветствуя участников площадки, отметила, что Республика Бурятия является уникальной практической площадкой. Нам предстоит за три дня посмотреть и оценить на площадках Форума творческие наработки, созданные коллегами республики. В приветствии прозвучало пожелание продуктивной и творческой работы в реализации важного направления «Повышение оценки качества образования». Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» подчеркнул, что в Школе №32 усилиями директора Татьяны Митрофановой созданы уникальные условия органичной связи урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования, в которой созданы также условия для цифровой модели школы. МАОУ «СОШ № 32» является базовой опорной школой, которая работает в сетевом взаимодействии со школами Селенгинского, Кижингинского и других районов Бурятии. Поэтому одним из направлений обсуждения должен стать вопрос: «Как обеспечить опорную школу сетевым нормативом?».

Татьяна Митрофанова, директор МАОУ «СОШ № 32» отметила, что школа входит в топ-500 лучших школ России не случайно, большую роль в развитии школы играют родители через государственно-общественное управление. В школе реализуются ряд проектов, направленных на повышение качества образования и развитие школы в инновационном формате.

В ходе работы образовательной площадки состоялись интерактивные события. В направлении «Школа инженерной культуры» (руководитель Надежда Муха, заместитель директора по инновациям школы «Эврика-развитие», г.Томск) участвовали 8 команд из г.Улан-Удэ, Селенгинского и Кижингинского районов. Ребятам была предложена проектная задача и задание: придумать и сконструировать модель устройства, позволяющего переместить осколки блоков с верха пирамиды на максимальное расстояние от неё. Были созданы условия для работы инженерного парка. На основе предложений участников команды необходимо было составит схему, обосновать ее, сделать заявку на склад для получения необходимых материалов. Наблюдение взрослых, а именно родителей, показало искреннюю заинтересованность ребят. Деятельностный характер задания, форма взаимодействия в холле, соревновательный дух команд в сетевом взаимодействии продемонстрировали, что обучение на основе проекта «Школа инженерной культуры» направлено на привлечение детей к занятиям научно-техническим творчеством, выявление и поддержку детей, склонных к изучению точных наук, техническому моделированию, на дальнейшую профессиональную ориентацию в сфере высоких технологий.

В направлении «Сетевые практики креативного мышления» (руководитель Алексей Воронцов, председатель правления Международной Ассоциации «Развивающее обучение»,, генеральный директор Открытого института «Развивающее обучение») участвовали 5 команд из г.Улан-Удэ, 2 из Селенгинского и Кижингинского районов. Ребятам была предложена проектная задача «Хочу в школу». Результатом работы явилась презентация проектов, где каждая команда должна была представить свой Уникальный Учебный Центр для демонстрации своих уникальных условий на межгалактическом конгрессе. Ребята постарались произнести свою приветственную речь, причем учились на опыте предыдущих ораторов. Живое общение, творческая атмосфера, взрослость ребят. Безусловно, каждая команда старалась показать, каким должно быть современное образование для подростков.

Вопросы для экспертного обсуждения: Почему подросткам не интересно? Что с ними происходит? Что с нами не так? Для детей школа должна стать местом самостоятельного действия, одним из решений является создание школы инженерной культуры, в которой предоставлены сценарные условия деятельностных проб в проектном формате.

Деятельностные погружения предполагают изменение режима обучения, типа учебного взаимодействия, форм содержания оценивания, достижений и компетенций учащихся, а также подхода к постановке учебной задачи. И, самое важное – в сетевом взаимодействии, поэтому необходимы новые нормативы.

Алексей Воронцов предлагает перейти на сетевое взаимодействие, создающее многообразие и вариативность обучения для каждого ученика. XXIвек – век специализации. Поэтому необходимо создать условия для пропедевтического инженерного образования. В сетевом обучении появятся новые педагогические позиции (тьютор, консультант, фасилитатор). В конечном итоге один профессиональный учитель сможет обучать сотни и даже тысячи учащихся, а для этого нам нужно решить проблемы:

  • Пересмотреть нормативно-подушевое финансирование, так как в сетевом образовании необходимы иные подходы;
  • Пересмотреть оплату труда за часы при сетевом обучении;
  • Продумать систему взаимозачётов при сетевом обучении;
  • Разработать и принять Положение о лицензировании сетевых организаций.

Елена Петряева, руководитель службы электронного мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика» подчеркнула, что будущее образования – трансрегиональные сетевые школы, в которых цифровые технологии полностью заменят учителей. Управление образованием будут осуществлять разработчики программного обеспечения, аналитики данных. Поэтому одним из шагов в создании подростковой школы является создание опорных школ сетевого обучения в субъектах Российской Федерации.

Елена Манданова, Елена Яковлева, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100