Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VII Международный Байкальский образовательный форум> Образовательная площадка № 1. Развитие дошкольного образования

Образовательная площадка № 1. Развитие дошкольного образования




15 августа 2018 года в рамках VII международного Байкальского образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом» состоялась работа образовательной площадки «Развитие дошкольного образования».

Работа площадки проходила на базе МАДОУ Детский сад №173 «Росинка» г.Улан-Удэ в формате «Технологии открытого пространства» (Open Space Technology). Делегацию участников Форума тепло встретили педагоги детского сада «Росинка» во главе с заведующей Татьяной Подтележниковой. Старший воспитатель Виктория Овчинникова кратко ознакомила с картой событий образовательной площадки. Содержательная часть представленной в ДОУ работы включала два основных вектора развития, для отражения которых были продемонстрированы 6 образовательных станций (мини-площадок).

Первая содержательная линия была представлена опытом ряда детских садов по внедрению и реализации билингвальной образовательной среды. Здесь работали площадки «Волшебный театр»/«Magictheatre» (ДОУ № 89, 91, учителя английского языка Луиза Щербакова, Аксинья Филиппова), «Незабываемые приключения на Байкале»/«Anunforgettable journey to the Lake Baikal» (ДОУ № 47, «Березка», учителя английского языка Инесса Каменецкая, Ольга Сальникова), «Своими руками для животных»/«Handmadeforanimals» (ДОУ № 173, учитель английского языка Лилия Логинова). Данные площадки были нацелены на диссеминацию опыта по выстраиванию логики образовательного события через организацию площадок в условиях сетевого взаимодействия детсадов, реализующих билингвальную (англо-русскоязычную) развивающую среду. Замечательным фактом является то, что воспитанники 5 детских садов имели возможность продемонстрировать уровень сформированных речевых навыков по овладению английским языком, увидеть и прочувствовать необходимость использования английского языка в реальных речевых условиях. Также несомненный интерес участников вызвал удивительный опыт применения на билингвальной площадке «Волшебный театр» сочетания театральной педагогики, импровизации сказочных сюжетов и ролей с модулем моделирования и игровых технологий. В ходе мероприятия «An unforgettable journey to the Lake Baikal» воспитанники смогли, используя английский язык, помочь туристам из Англии добраться до озера Байкал, решить жизненно необходимые вопросы по организации места отдыха, такие как разбивка палатки, изготовление шалаша из подручных материалов и так далее. Можно констатировать, что ребята на своем речевом опыте доказали преимущество изучения языков, внедрения полилингвальных образовательных развивающих технологий на уровне дошкольного возраста.

Второе направление образовательной площадки было посвящено детскому моделированию самостоятельной игры и игровых ситуаций. При этом основной задачей организаторов площадки была демонстрация логики построения образовательного события, а именно показ опыта детского сада «Росинка» по преобразованию уличной территории при использовании детского моделирования самостоятельной игры и игровых ситуаций. В ходе моделирования вниманию педагогической аудитории была показана работа площадок педагогов Детского сада №173 - «Маленький фермер» (воспитатель Татьяна Бельская), «Город «Р» (воспитатели Валентина Асеева, Марина Желибо), «Планета будущего» (учитель-логопед Ирина Москвитина).

В событии «Маленький фермер» участвовали самые юные воспитанники, которые, действительно, стали настоящими «фермерами», устраивающими домики для домашних животных, собирающими с огорода овощи для домашних питомцев и сортирующими их. В ходе работы станции «Город «Р», нацеленной на закрепление детьми правил дорожного движения и демонстрацию завершающего этапа моделирования сюжетно-ролевой игры по созданию своего города, интерес участников вызвало умение ребят организовать территорию на достаточно большой площади спортивной площадки, продумать ее географию, масштаб, вид, материал и так далее. Логопед Ирина Москвитина в деятельности образовательной площадки «Планета будущего» смогла увлечь детей идеей бережного отношения к планете, заложить основы экологической культуры будущего гражданина. В целом, вторая содержательная линия площадки показала достаточно высокий методический уровень педагогического коллектива Детского сада «Росинка», результаты работы общеобразовательной организации на материале профилированного развивающего модуля «Моделирование» в условиях игровой ситуации.

В начале аналитической работы площадки с приветственным словом выступила Елена Рижская, ведущий методист издательства «Бином» (г. Москва) с информацией на тему «Диалог культур как основа позитивной социализации ребенка дошкольника на примере программы «Разноцветная планета». В своем выступлении она актуализировала вопросы развития отечественного билингвального дошкольного образования, образовательных программ, разработанных в России. В частности, эксперт подробно остановилась на программе «Разноцветная планета», разработанной авторским коллективом нескольких российских регионов и включающей ряд пособий, обеспечивающих ее содержание.

По завершению работы площадок была проведена увлекательная экскурсия по детскому саду, в ходе которой участники познакомились с результатами деятельности Детского сада «Росинка» по формированию развивающей предметно-пространственной среды с участием общественных институтов в условиях реализации ФГОС ДОО. Татьяна Подтележникова рассказала об интересных инновационных идеях и проектах по организации предметно-пространственной среды развития ребенка, которые были реализованы: проект «Группа нового формата», отличительной особенностью которых является содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, безопасность, доступность; проект «Содружество», основным замыслом и результатом которого стали организация и проведение конкурса на лучший дизайн-проект помещения группы, для разработки и воплощения которого были привлечены семьи воспитанников, профессиональные дизайнеры, представители бизнес-сообщества.

Во время экскурсии было показано одно из новых пространств группы: модуль «замок», интерактивная песочница, авторские столы на колесиках со стопорами. Вместо стульчиков – мобильные скамейки со встроенной системой хранения, которые практически не занимают места… При более подробном рассмотрении модуля «Замок» участники увидели, что он включает 3 комнатки, переход и темную норку. А также то, что с помощью металлических кронштейнов, замок можно трансформировать под возникающие образовательные задачи и инициативу детей.

В завершении работы площадки произошел обмен мнениями участников по результатам прошедших образовательных событий. Экспертами были выделены следующие тезисы:

  • высокий уровень организации образовательной деятельности дошкольников в Детском саду «Росинка»;
  • успешный региональный опыт, показывающий возможности и эффективность введения англоязычной среды для дошкольников в системе развивающей билингвальной программы, реализации взаимосвязанного обучения общению на английском языке, развития речи на русском языке;
  • решение финансовых и кадровых вопросов обеспечения дошкольного образования: тесная работа с родительским сообществом, налаживание контактов и взаимодействие с местным депутатским корпусом, а также работа по поиску и подбору высокопрофессионального персонала в условиях кадрового дефицита и так далее.

Экспертами из регионов была также отмечена многолетняя работа трудового коллектива по созданию продуманной до деталей среды в детском саду, реализованные инновационные идеи по организации пространства, умение подчинить организацию предметно-пространственной среды образовательным идеям.

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» выразила готовность оказать поддержку для распространения опыта работы МАДОУ «Росинка» на российском и международном уровне. Кроме того Игорь Шиян, заместитель директора Института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» выразил мнение о необходимости рекламирования положительного опыта данного детского сада, освещения его деятельности как можно шире через различные информационные каналы.

Своим впечатлением о работе данной площадки поделились участники:

Лариса Закирова, заместитель министра образования и науки Амурской области: «У меня только положительные впечатления. Самое главное – индивидуальный подход, не все воспитанники одинаковые, выполняют какую-то одну задачу, во-первых, выбор есть у каждого ребенка, заинтересованность, целеустремленность, поэтапность реализации каждой задачи. Все здорово и это отражает современное состояние дошкольного образования, которое должно быть в каждом регионе»;

Оксана Алексеева, заведующий детским садом «Солнышко» (Республика Хакассия): «Мне особенно понравилось, что дети разговаривают на английском языке. Все действия дети комментируют. Преподаватель относится к ним, как к взрослым. Воспитатель разговаривает с детьми, как со взрослыми. Такие мероприятия как Байкальский образовательный форум дают импульс для развития и наращивания потенциала для совершенствования дальнейшей работы».

Комментарии экспертов:

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики» «Эврика».

- Как, на ваш взгляд, прошла образовательная площадка в МАДОУ №173 «Росинка» г.Улан-Удэ?

- На мой взгляд, самое интересное в площадке – эта практика. Педагогам, гостям действительно важно было посмотреть, насколько и как реализуются требования ФГОС ДОО. Сегодня важным стало проектирование и обустройство предметно-образовательной среды для детей дошкольного возраста. В этом смысле гости площадки получили ответы. Потому что послушать информацию можно всегда, а увидеть своими глазами, конечно, очень ценно. Оказывается, в обычном муниципальном детском саду можно реализовать интересные идеи, а здесь кладезь идей и много пространства для творчества педагогов. Очень удивляет заведующий детским садом Татьяна Подтележникова и ее команда. Они не только работают над содержанием образования, но и как раз руководитель понимает многие вещи, которые влияют на образование. Ее творческие педагогические идеи меня поражают в плане обустройства среды для дошкольников.

- А как сделать так, чтобы пространство стало более свободным для дошкольников? Куда девать столы, которые мешают в группе?

Сегодня мы увидели не просто пространство, а пространство многоуровневое. Это достойно внимания для всей России. И эту практику необходимо обобщать, писать о ней, довести до педагогов. Кроме того, мы видели множество уголков: уголков уединений в группе, в саду. Если немножко подумать, то, оказывается, можно все и делать. И подумать не с позиции взрослого, а с позиции ребенка.

Игорь Шиян, заместитель директора Института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

- Сегодня мы увидели яркий пример самоотверженного труда не только воспитателей, педагогов детского сада, а еще и участников некоторых детских садов Республики Бурятия. Своими силами вы продвигаете интересные образовательные идеи, задумки. Необходимо отметить, что всю работу данного детского сада надо обобщать, писать и писать. Мы говорим вам большое «спасибо», у вас была очень насыщенная и яркая программа.

Подводя итоги работы площадки, участники были воодушевлены передовым опытом организации сетевой образовательной деятельности для дошкольников, как в плане реализации ФГОС ДОО, так и в плане апробации и внедрения инновационных для отечественного дошкольного образования проектов, что, в свою очередь, свидетельствует о хорошем педагогическом потенциале региональной системы образования.

Баирма Цырендоржиева, Ханда Цыденова, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100